Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-24
УДК: 294
Страницы: 24-41
Представление о бессмертии в сотериологии индуистского тантризма

Пахомов С. В., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация.

В статье рассматривается категория бессмертия в индуистском тантризме применительно к теме освобождения. Эту категорию мы анализируем в контексте двух ключевых принципов понятия духовного освобождения — принципа избавления и принципа единения. В случае принципа избавления акцент ставится на преодолении смерти как важного элемента сансары. В случае принципа единения речь идет о связи человека с бессмертной трансцендентной сущностью. Мы также различаем телесное и духовное бессмертие. Духовное бессмертие безоговорочно признавалось всеми тантрическими направлениями, но по отношению к бессмертию телесному мнения расходились. Тема бессмертия тела в основном поднималась в тех «деятельных» школах, которые уделяли внимание тантрической хатха-йоге, прежде всего в движении сиддхов. Телесное бессмертие предполагало парадоксальную ситуацию смерти для земного мира. Умирает тело грубое, но вместо него рождается «божественное» тело, которое уже не может умереть. Частью движения сиддхов является школа натха, которая выделяет в бессмертии две ступени: бессмертие в «совершенном» теле (относительное бессмертие), а затем в «божественном» теле (абсолютное бессмертие). Показывается связь идеи телесного бессмертия с расаяной — индийской алхимией, которая с начала VIII в. вступила в тантрический период своего развития. Особенную важность в алхимии играла обработанная ртуть, именно она, по мнению алхимиков, делала тело бессмертным и молодым. Делаются выводы о том, что и духовное, и телесное бессмертие индивида связаны с идеалом освобождения, обретаемого им еще при жизни.


Ключевые слова: освобождение, сиддхи, хатха-йога, натха, расаяна.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Пахомов С. В. Принцип единства в сотериологии индуистского тантризма // Вестник РХГА. 2019. Т. 20. Вып. 1. С. 205—214.
2. Пахомов С. В. Принцип окончательного избавления в индуистской тантрической сотериологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2019. Т. 23. № 3. С. 278—289.
3. Dasgupta Sh. Obscure Religious Cults. Calcutta: Firma K. L. Mukhopadhyay, 1962. 463 с.
4. Brooks D. R. The Secret of the Three Cities. An Introduction to Hindu Śākta Tantrism. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers, 1999 (1st ed. in 1990). 307 с.
5. White D. G. Introduction // Tantra in Practice / Ed. by D. G. White. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2001. P. 3—38.
6. Gupta S., Hoens D. J., Goudriaan T. Hindu Tantrism., Leiden, Köln: E. J. Brill, 1979. 208 с.
7. White D. G. The Alchemical Body. Siddha Traditions in Medieval India. New Delhi: Munshiram Manoharlal, 2004. 596 с.
8. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода / пер. с англ. С. В. Пахомова. М.: Академический Проект, 2012 (1-е изд. в 1999). 428 с.
9. Товстых И. А. Предисловие // Шекх Пхойджулла. Победа Горокхо / пер. с бенг. И. А. Товстых. М.: Наука, 1988. С. 3—22.
10. Ray P. C. History of Chemistry in Ancient and Medieval India. Calcutta: Indian Chemical Society, 1956. 494 с.
11. Ганапати Т. Н. Йога сиддха Боганатара : пер. с англ. М.: Ezo-Terra, 2005. 398 с.
12. Briggs G. W. Gorakhnath and the Kanphata Yogis. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2001 (1st ed. in 1938). 380 с.
13. Gupta L. Tantric Incantation in the Devī Purāṇa: The Padamālā Mantra Vidyā // Roots of Tantra / Ed. by K. A. Harper, R. L. Brown. Albany: SUNY Press, 2002. P. 231—250.
14. Khanna M. Yantra. The Tantric Symbol of Cosmic Unity. London: Thames and Hudson, 1994 (1st ed. in 1979). 176 с.
15. Dimock E. C. The Place of the Hidden Moon. Erotic Mysticism in the Vaiṣṇava-sahajiyā Cult of Bengal. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1992 (1st ed. in 1966). 300 с.