Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-8
УДК: 194
Макаров, Е. Б., независимый исследователь (Калининград, Россия)
Makarov E. B., Independent researcher (Kaliningrad, Russia)

Реальность мифов в информационную эпоху. Семиотическая схема мифологизированного мышления на основе концепции означающего Р. Барта
The Reality of Myths in the Digital Age. Semiotic Scheme of Mythologized Thinking Based on R. Barthes, the Signifier Concept

Аннотация.

Сегодняшнее информационно-ориентированное мироустройство способствует отрицанию материального мировоззрения и обращению к мифологическому мышлению как базовой альтернативе логосу. Современный индивид в процессе обучения и социализации всё более склонен приобретать знания об объектах (явлениях) исходя из его внешних проявлений. С наступлением нового информационно-технологического уклада «система мнений» обрела свою собственную логику развития и воплотилась в борьбе этих систем. В их основе — устоявшиеся стереотипы, а также различные культурно-исторические мифы. Легитимизация и закрепление мифов в качестве устойчивых идеологем происходит путём институализации и распространения их как социально значимых образцов мышления. Идеология — это мифология в действии или идеология как перформативная мифология. Далее рассматривается соотнесение мифологического сознания с сознанием субъекта. В качестве схемы соотнесения предлагается многоуровневая семиотическая модель, которая иллюстрирует наглядную связь ментального и физического в процессе семиозиса субъективной реальности. В качестве основных элементов модели предлагается рассмотреть конвергенцию различных понятий: субъективная реальность, код и нейродинамическая система и соответствие их определённым научным дисциплинам. ТРИ-О — последовательность мифологизации сознания: «от знака до мозга». Информационно-коммуникативное пространство как имманентное свойство современного информационно-технологического уклада является семиотической системой. Бесконечное нарастание данных и информации о её содержании ведёт к перегрузке логического мыслительного аппарата, несёт риски, связанные с потерей самоидентификации личности, и в конечном счете способствует переходу к упрощению жизненного опыта как наиболее релевантного способа самосохранения в сложившейся ситуации и обращению к «привычному» мифологическому пониманию жизненного мира.


Ключевые слова: мифология, идеология, семиотика, сознание, нейронаука, коммуникация, информационно-технологический уклад.


Abstract.

Today information-technological order contributes to the negation of material and the emergence of mythological worldview as an alternative of complicated and incomprehensible to the usual and familiar in dominating social practices. A modern individual is prone to getting knowledge about objects (phenomena) in the process of training and socialization based on its exterior emergence. With the beginning of the new information-technological order the «opinion system» had its own logic of the progress and it had been implemented in their struggle. In their foundation there are stereotypes as well as different cultural and historical types. Legitimization and consolidation of the myths in the capacity of sustainable ideologemes occur by institualization and its spreading as socially significant patterns of thinking. Ideology is the mythology in action or ideology as performative mythology. Further, we are treating correlation of the mythological and subject conscience. In the capacity of correlation scheme it is suggested a multi-levels semiotic model, which illustrates visual bound of the mental and material in subjective reality in semiosis process. In the capacity of main elements of the model we suggested to treat the convergence of different notions like subjective reality, code, neurodynamic system and its correlation with related sciences. Three-S is a sequence of consciousness mythologization, «from sign to a brain». The information-communicative space is a semiotic system which is immanent property of the information-technological order. Infinity growth of data and information about its substance leads to cognitive apparatus overload and it is connected with the risks of self-identification lost. Totally, it leads to simplification of life experience as the most relevant way of self-preservation and appeal to the «mundane» mythological understanding of the life world.


Keywords:

mythology, ideology, semiotics, consciousness, communication, information-technological order, neuroscience.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Зиновьев А. А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2018. 240 с.
2. Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект : сб. статей. М.: Стратегия-Центр, 2007. 272 с.
3. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. 3-е изд. М.: ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. 448 с.
4. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2018. 1311 c.
5. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
6. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. 479 с.
7. Розин В. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. 256 с.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.
9. Гоулднер А. У. Наступающий кризис западной социологии. М.: Наука, 2003. 576 c.
10. Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Социальная философия: Словарь. 2-е изд.М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. 624 с.
11. Шестов Н. И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма-Пресс, 2005. 414 с.
12. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
13. Сирота Н. М. Идеология и политика : учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2015. 216 с.
14. Урри Дж. Как выглядит будущее? М.: «Дело» РАНХиГС, 2018. 320 с.
15. Лук А.Н. Очерки эвристической психологии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 228 с.
16. Бей тсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000. 476 с.
17. де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.
18. Макаров Е. Б. Хэштег как предикат контекста коммуникативного потока в коммуникативном сетевом пространстве Twitter // Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(3), 81—95. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/ view/8153 (дата обращения: 13.01.2020).
19. Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 336 с.


References:
1. Zinov`ev A. Ideologiya partii budushhego [Ideology of the political party of future]. Moscow, Algoritm, 2018. 240 p. (In Russian)
2. Dubrovskij D. Soznanie, mozg, iskusstvenny`j intellekt: sb. statej [Consciousness, brain, artificial intelligence: collection of Articles]. Moscow, Strategiya-Centr, 2007. 272 p. (In Russian) 3. Chernigovskaya T. Cheshirskaya uly`bka kota Shryodingera: yazy`k i soznanie [Schrodinger’s Cheshire cat smile: Language and Reasoning]. Moscow, YaSK: Yazy`ki slavyanskoj kul`tury`, 2017. 448 p. (In Russian)
4. Plato. Polnoe sobranie sochinenij v odnom tome [Complete works in one volume]. Moscow, Al`fa-Kniga, 2018. 1311 p. (In Russian)
5. Barthes R. Mifologii [Mythologies]. Moscow, Akademicheskij proekt, 2008. 351 p. (In Russian)
6. Lotman Yu. Stat`i po semiotike i tipologii kul`tury. Tom I. [Articles on semiotics and typology of culture. Volume I]. Tallinn, Aleksandra Publ., 1992. 479 p. (In Russian)
7. Rozin V. Semioticheskie issledovaniya [Semiotic research]. Moscow, PER SE; St. Perersburg, Universitetskaya kniga, 2001. 256 p. (In Russian)
8. Bell D. Grjadushhee postindustrial’noe obshhestvo [The coming of postindustrial society: A venture of social forecasting]. Moscow, Academia, 2004, 788 p. (In Russian)
9. Gouldner A.W. Nastupajushhij krizis zapadnoj sociologii [The Coming Crisis of Western Sociology]. Moscow, Nauka, 2003. 576 p. (In Russian)
10. Kemerov V., Kerimov T. Social`naya filosofiya: Slovar’ [Social philosophy: Dictionary]. Moscow, Akademicheskij proekt; Ekaterinburg, Delovaya Kniga, 2006. 624 p. (In Russian)
11. Shestov N. Politicheskiĭ mif teper’ i prezhde [Political myth now and before]. Moscow, Olma-Press, 2005. 414 p. (In Russian)
12. Parsons T. Sistema sovremennyx obshhestv [The System of Modern Societies]. Moscow, Aspekt Press, 1998. 270 p. (In Russian)
13. Sirota N. Ideologiya i politika [Ideology and politics]. Moscow, Aspekt Press, 2015. 216 p. (In Russian)
14. Urry J. Kak vy`glyadit budushhee? [What is the Future?] Moscow, «Delo» RANHiGS, 2018. 320 p. (In Russian)
15. Luk A. Ocherki jevristicheskoj psihologii [Essays on heuristic psychology]. Moscow, BINOM, Knowledge laboratory, 2011. 228 p. (In Russian)
16. Baetson G. Ekologiya razuma. Izbrannye stat’i po antropologii, psikhiatrii i epistemologii [Steps to an Ecology of Mind: Collected Essays in Anthropology, Psychiatry, Evolution, and Epistemology]. Moscow, Publ. Smysl., 2000. 476 p. (In Russian)
17. Sossure F.de. Kurs obshchei lingvistiki [Course in General Linguistics]. Ekaterinburg, Ural. un-t, 1999. 432 p. (In Russian)
18. Makarov E. Hashtag as a predicate of the context of the communicative stream in the Twitter communicative network space. Communications. Media. Design, 3(3), 81—95. (In Russian)Available at: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8153 (accessed 13.01.2020).
19. Zuckerman E. Novy`e soedineniya. Cifrovy`e kosmopolity` v kommunikativnuyu e`poxu [Digital Cosmopolitans in the Age of Connection]. Moscow, Ad Marginem Press, 2015. 336 p. (In Russian)