Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-8
УДК: 194
Страницы: 8-23
Реальность мифов в информационную эпоху. Семиотическая схема мифологизированного мышления на основе концепции означающего Р. Барта

Макаров, Е. Б., независимый исследователь (Калининград, Россия)

Аннотация.

Сегодняшнее информационно-ориентированное мироустройство способствует отрицанию материального мировоззрения и обращению к мифологическому мышлению как базовой альтернативе логосу. Современный индивид в процессе обучения и социализации всё более склонен приобретать знания об объектах (явлениях) исходя из его внешних проявлений. С наступлением нового информационно-технологического уклада «система мнений» обрела свою собственную логику развития и воплотилась в борьбе этих систем. В их основе — устоявшиеся стереотипы, а также различные культурно-исторические мифы. Легитимизация и закрепление мифов в качестве устойчивых идеологем происходит путём институализации и распространения их как социально значимых образцов мышления. Идеология — это мифология в действии или идеология как перформативная мифология. Далее рассматривается соотнесение мифологического сознания с сознанием субъекта. В качестве схемы соотнесения предлагается многоуровневая семиотическая модель, которая иллюстрирует наглядную связь ментального и физического в процессе семиозиса субъективной реальности. В качестве основных элементов модели предлагается рассмотреть конвергенцию различных понятий: субъективная реальность, код и нейродинамическая система и соответствие их определённым научным дисциплинам. ТРИ-О — последовательность мифологизации сознания: «от знака до мозга». Информационно-коммуникативное пространство как имманентное свойство современного информационно-технологического уклада является семиотической системой. Бесконечное нарастание данных и информации о её содержании ведёт к перегрузке логического мыслительного аппарата, несёт риски, связанные с потерей самоидентификации личности, и в конечном счете способствует переходу к упрощению жизненного опыта как наиболее релевантного способа самосохранения в сложившейся ситуации и обращению к «привычному» мифологическому пониманию жизненного мира.


Ключевые слова: мифология, идеология, семиотика, сознание, нейронаука, коммуникация, информационно-технологический уклад.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Зиновьев А. А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2018. 240 с.
2. Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект : сб. статей. М.: Стратегия-Центр, 2007. 272 с.
3. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. 3-е изд. М.: ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. 448 с.
4. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2018. 1311 c.
5. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
6. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. 479 с.
7. Розин В. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. 256 с.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.
9. Гоулднер А. У. Наступающий кризис западной социологии. М.: Наука, 2003. 576 c.
10. Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Социальная философия: Словарь. 2-е изд.М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. 624 с.
11. Шестов Н. И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма-Пресс, 2005. 414 с.
12. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
13. Сирота Н. М. Идеология и политика : учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2015. 216 с.
14. Урри Дж. Как выглядит будущее? М.: «Дело» РАНХиГС, 2018. 320 с.
15. Лук А.Н. Очерки эвристической психологии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 228 с.
16. Бей тсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000. 476 с.
17. де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.
18. Макаров Е. Б. Хэштег как предикат контекста коммуникативного потока в коммуникативном сетевом пространстве Twitter // Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(3), 81—95. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/ view/8153 (дата обращения: 13.01.2020).
19. Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 336 с.