Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-2-175-184
УДК: 378.126
Страницы: 175-184
Особенности организации наставничества в организации высшего образования

Сажина С. Д., СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Аннотация.

В статье рассматривается проблема организации наставничества в вузе на современном этапе: сделан акцент на работе с молодыми педагогами, начинающими профессиональную деятельность в организации высшего образования; указаны причины затруднений начинающих преподавателей в преподавательской деятельности в целом и в вузе в частности; определена актуальность формирования механизма системы наставничества в организации высшего образования как наиболее эффективный метод профессиональной адаптации специалистов. В статье представлен анализ научной литературы по организации наставничества в высшей школе; рассмотрены понятия «наставничество» и «наставник»; определены лица, в отношении которых осуществляется наставничество в организации высшего образования, а также те, кто могут быть наставниками; сформулированы требования к наставникам и наставляемым, а также указывается цель и задачи наставничества в организации высшего образования; выделены этапы, формы, методы наставничества; определены особенностисопровождениянаставничествавобразовательнойорганизации высшего образования, а именно организационного и документационного сопровождения. Для выявления вышеуказанных аспектов проведено теоретическое исследование. Результаты данного исследования позволят эффективно провести апробацию организации наставничества в условиях вуза, а именно – СГУ им. Питирима Сорокина.


Ключевые слова: наставничество, наставляемый, наставник, образовательная организация высшего образования.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Савищева Т. В. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: РГСУ, 2015. 171 c.
2. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Захаров С. В., Царева И. А. Социальное партнерство в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56–9. С. 31–37.
3. Национальная педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts. ru/ (дата обращения: 29.02.2020).
4. Быстрова Н. В. Формирование школьной системы обучения в Нижегородской губернии в 1917–1930 гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 32–36.
5. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Преснова А. К., Пасечник А. С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvokak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1 (дата обращения: 29.02.2020).
6. Льюис Г. Менеджер-наставник: Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний : пер. с англ. Минск: Амалфея, 1998. 288 с.