Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-2-175-184
УДК: 378.126
Сажина С. Д., СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Sazhina S. D., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar,Russia)

Особенности организации наставничества в организации высшего образования
Specific Features of Mentoring Organization in the Organization of Higher Education

Аннотация.

В статье рассматривается проблема организации наставничества в вузе на современном этапе: сделан акцент на работе с молодыми педагогами, начинающими профессиональную деятельность в организации высшего образования; указаны причины затруднений начинающих преподавателей в преподавательской деятельности в целом и в вузе в частности; определена актуальность формирования механизма системы наставничества в организации высшего образования как наиболее эффективный метод профессиональной адаптации специалистов. В статье представлен анализ научной литературы по организации наставничества в высшей школе; рассмотрены понятия «наставничество» и «наставник»; определены лица, в отношении которых осуществляется наставничество в организации высшего образования, а также те, кто могут быть наставниками; сформулированы требования к наставникам и наставляемым, а также указывается цель и задачи наставничества в организации высшего образования; выделены этапы, формы, методы наставничества; определены особенностисопровождениянаставничествавобразовательнойорганизации высшего образования, а именно организационного и документационного сопровождения. Для выявления вышеуказанных аспектов проведено теоретическое исследование. Результаты данного исследования позволят эффективно провести апробацию организации наставничества в условиях вуза, а именно – СГУ им. Питирима Сорокина.


Ключевые слова: наставничество, наставляемый, наставник, образовательная организация высшего образования.


Abstract.

The article raises the problem of organizing mentoring in higher education at the present stage: the emphasis is placed on working with young teachers who are beginning their professional activities in higher education; the reasons for the difficulties of beginning teachers in teaching in secondary and in higher education in particular; the relevance of formation of a mechanism for mentoring in higher education as the most effective method of professional adaptation of specialists is identified. The article presents an analysis of scientific literature on the organization of mentoring in higher education; the concepts of “mentoring” and “mentor”; the definition of persons who are subjected to mentoring in the organization of higher education, as well as of those who can be their mentors; requirements for mentors and mentoring, and it specifies the purpose and objectives of mentoring in higher education; the stages, forms, methods of mentoring; characteristics of mentoring in support of educational organization of higher education, namely, the organizational and documentation support. To identify the above aspects, a theoretical study was conducted. The results of this study will allow us to effectively test the organization of mentoring in the conditions of a higher education institution, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University.


Keywords:

наставничество, наставляемый, наставник, образовательная организация высшего образования.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Савищева Т. В. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: РГСУ, 2015. 171 c.
2. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Захаров С. В., Царева И. А. Социальное партнерство в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56–9. С. 31–37.
3. Национальная педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts. ru/ (дата обращения: 29.02.2020).
4. Быстрова Н. В. Формирование школьной системы обучения в Нижегородской губернии в 1917–1930 гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 32–36.
5. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Преснова А. К., Пасечник А. С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvokak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1 (дата обращения: 29.02.2020).
6. Льюис Г. Менеджер-наставник: Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний : пер. с англ. Минск: Амалфея, 1998. 288 с.


References:
1. Savishcheva T. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional’noj adaptacii nachinayushchih prepodavatelej vuza, ne imeyushchih bazovogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Pedagogical support of professional adaptation of beginning University teachers who do not have basic pedagogical education. Dr. sci. diss. abstr.]. Moscow, RGSU Publ., 2015, 171 p. (In Russ.)
2. Bystrova N. V., Cyplakova S. A., Zaharov S. V., Careva I. A. Social’noe partnerstvo v sisteme professional’no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Social partnership in the system of professional and pedagogical education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2017, no. 56–9, pp. 31–37. (In Russ.)
3. Nacional’naya pedagogicheskaya enciklopediya [National pedagogical encyclopedia]. (In Russ.) Available at :https://didacts.ru/ (accessed 29.02.2020)
4. Bystrova N. V. Formirovanie shkol’noj sistemy obucheniya v nizhegorodskoj gubernii v 1917–1930 gg. [Formation of the school system of education in the Nizhny Novgorod province in 1917–1930]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk state University], 2011, no. 1, pp. 32–36. (In Russ.)
5. Bystrova N. V., Cyplakova S. A., Presnova A. K., Pasechnik A. S. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istoriya i sovremennost’ [Mentoring as a pedagogical phenomenon: history and modernity]. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative Economics: Prospects for Development and Improvement], 2019, no. 3(37). (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1 (accessed 29.02.2020).
6. L’yuis, G. Menedzher-nastavnik : Strategiya raskrytiya talanta i rasprostraneniya znanij [Manager-mentor: Strategy of talent disclosure and knowledge dissemination]. Minsk, Amalfeya Publ., 1998, 288 p. (In Russ.)