Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-2-150-162
УДК: 378.1
Акулова Л. И., Поберезкая В. Ф., Терентьева С. Н., СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Akulova L. I., Poberezkaya V.F., Terentyeva S.T., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

Педагогические условия формирования методической компетентности у будущих педагогов в классическом вузе
Pedagogical Conditions of Formation of Future Teachers’ Methodological Competence of in a Classical University

Аннотация.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью рассмотренияусловийподготовкипедагогическихкадроввклассическомвузе. В классических вузах внимание в основном уделяется научной и предметной подготовке бакалавров, а методическая подготовка уходит на второй план. В настоящее время современное общество ставит новые задачи перед учителем, который должен уметь внедрять полученные в вузе научные и предметные знания в своей практике с учетом возрастных особенностей школьников. Для этого целесообразно рассмотреть специально созданные условия формирования методической компетентности будущих педагогов в период обучения в вузе. В статье раскрыты учебно-методические, информационно-методические и исследовательско-методические условия формирования методической компетентности будущих педагогов в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ подготовкибакалавровпоукрупненнойгруппе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» на примере ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина».


Ключевые слова: методическая компетентность, учебно-методические, информационно-методические и исследовательско-методические условия, основная профессиональная образовательная программа, укрупненная группа специальностей и направлений подготовки, профессиональный стандарт педагога, трудовые действия, трудовые функции


Abstract.

The relevance of the studied problem is due to the need to consider the conditions for the training of teachers in a classical university. In classical universities, much attention is paid to the scientific and substantive preparation of bachelors, with methodological training being in the background. At present, modern society poses new challenges for the teacher, who must be able to implement the scientific and subject knowledge acquired at the university in his practice, taking into account the age characteristics of students. Thus, it is advisable to consider specially created conditions for the formation of future teachers’ methodological competence during their period of study at the university. The article describes the educational, methodological, information, research and methodological conditions for the formation of future teachers’ methodological competence in the framework of “Education and Pedagogical Sciences”, the main professional educational programs for bachelors in an enlarged group of specialties and areas of training, as exemplified by the Pitirim Sorokin Syktyvkar State University.


Keywords:

methodological competence, educational and methodical, informational and methodical and research and methodological conditions, the main professional educational program, an enlarged group of specialties and areas of training, the teacher’s professional standard, labor activities, labor functions.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 105–126.
2. Мельникова Е. А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : пособие для учителя. М.: АПК и ПРО, 2002. 168 с.
3. Нагибина Н. А., Ипполитова Н. В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. 2013. № 3. С. 44–46.
4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2007. С. 37–63.
5. Репета Л. М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=8583 (дата обращения: 25.02.2020).
6. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина : кн. для учителя / Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. М.: Просвещение, 1993. С. 202–217.


References:
1. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional’nyh obrazovatel’nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional’nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii deyatel’nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov [Requirements for the modernization of basic professional educational programs (OPOP) for the training of teachers in accordance with the professional standard of a teacher: proposals for implementing an active approach in the training of teachers]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2014, vol. 19, no. 3, pp. 105–126 (In Russ.)
2. Mel’nikova E. A. Problemnyj urok, ili Kak otkryvat’ znaniya s uchenikami: posobie dlya uchitelya [A problem lesson, or How to discover knowledge with students: a manual for the teacher]. Moscow, 2002, 168 p. (In Russ.)
3. Nagibina N. A., Ippolitova N. V. Metodicheskaya kompetentnost’ kak sostavlyayushchaya professional’noj kompetentnosti pedagoga [Methodological competence as a component of the teacher’s professional competence. Nauka i shkola [Science and School], 2013, no. 3, pp. 44–46. (In Russ.)
4. Polat E. S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system: textbook. manual for university students]. Moscow, Academy Publ., 2007, pp. 37–63. (In Russ.)
5. Repeta L. M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informacionnoissledovatel’skoj kompetencii [Pedagogical conditions for the formation of information and research competence]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, no. 2. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8583 (accessed: 25.02.2020).
6. Chtenie i pis’mo po sisteme D. B. El’konina: Kn. dlya uchitelya [Reading and writing according to the system of D. B. Elkonin: Book for teacher / E. A. Bugrimenko, P. S., Zhedek, G. A., Zuckerman]. Moscow, Prosveshcheniye Publ.,1993, pp. 202–217. (In Russ.)