Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-2-136-149
УДК: 791.83
Щербакова Д. В., Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт-Петербург, Россия)
Shcherbakova D. V., North-West Institute of Management – a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (St. Petersburg, Russia)

Цирковое искусство глазами отечественных печатных СМИ
Circus Art Through the Eyes of Russian Print Media

Аннотация.

XX век ознаменовался ростом количества печатных СМИ, появлением множества тематических журналов. Общество ощутило потребность в периодике как значимой силе общественной жизни. Бедственное положение артистов цирка конца XIX – начала XX в. привело к созданию профессионального союза, деятельность которого подкреплялась выпуском собственного журнала. Целью статьи стало исследование развития циркового искусства глазами отечественных СМИ, в частности тематических журналов. Проблема исследования заключается в том, какую информацию передают СМИ о цирковом искусстве, как происходит изменение социального статуса артистов цирка благодаря деятельности тематических журналов. В качестве метода исследования выбран контент-анализ отечественных журналов о цирке 1914–1993 гг. В результате исследования выяснилось, что специализированные журналы имели разные цели в разные периоды. При царской России – это желание артистов «единым фронтом» защищать свои интересы, иметь возможность трудоустройства и социальной защиты. В период советской власти целью изданий становится популяризация циркового искусства, прославление достижений советского народа во всех сферах. Журналы публикуют статьи о жанрах циркового искусства, обзоры программ. Со временем артист и его жизнь становятся темами выпусков. Цирк сам по себе является искусством, отражающим жизнь своего времени, события в стране. Артисты говорят со зрителем языком трюка, танца, пантомимой, пробуждая веру в силу человека, объединяя людей одной идеей. Меняются лидеры, меняется политический климат, и искусство не может оставаться в стороне от этих изменений. Проведенное исследование будет интересно как культурологам, историкам искусства, так и социологам


Ключевые слова: артисты цирка, социальная защита, популяризация, журнал, институционализация, культура, власть и искусство.


Abstract.

The XXth century was marked by an increase in the number of print media, the emergence of many thematic magazines. Society felt the need for periodicals as a significant force in public life. The oppressed position of circus performers of the late XIX – early XXth centuries led to the creation of a trade union, the activity of which was supported by the release of its own magazine. The aim of the article was to study the development of circus art through the eyes of domestic media, in particular thematic magazines. The research problem is what kind of information the media transmit about circus art, how the social status of circus artists changes due to the activities of thematic magazines. The content analysis of domestic magazines and the circus of 1914–1993 was chosen as the research method. As a result of the study, it turned out that specialized journals had different goals in different periods. Under Tsarist Russia, it was the desire of entertainers to defend their interests with a united front, to be able to find employment and social protection. During the Soviet period, the goal of publications was to popularize circus art, to glorify the achievements of the Soviet people in all areas. Magazines published articles on genres of circus art, reviews of programs. Over time, the performer and his/her life become the themes of the releases. The circus itself is an art that reflects the life of its time, events in the country. Artists speak with the audience through the language of a trick, dance, pantomime, while awakening faith in the power of a person, uniting people with one idea. Leaders change, regimes change, and art cannot remain aloof from these changes. The study will be interesting to both art historians and sociologists.


Keywords:

circus performers, social protection, popularization, magazine, institutionalization, culture, power and art.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Щербакова Д. В. Институционализация цирковой деятельности в России // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни : сб. науч. ст. Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 23–25 мая 2019 г. СПб.: Политех-пресс, 2019. С. 448–452.
2. Драматический артист. Неудобно // Сцена и арена. 1914. № 2. С. 6–7.
3. Рекламный блок // Сцена и арена. 1914. № 3. С. 20.
4. Волшебники цифр // Цирк. 1925. № 11. С. 7.
5. Сцена и арена. 1916. № 4–5.
6. Луначарский А. О цирках // Цирк. 1925. № 1. С. 3–4.
7. Страны, где побывали на гастролях артисты Советского цирка // Советская эстрада и цирк. 1982. № 12.


References:
1. Shcherbakova D. V. Institucionalizaciya cirkovoj deyatel’nosti v Rossii [Institutionalization of circus activities in Russia]. Upravlenie chelovecheskimi resursami v sfere fizicheskoj kul’tury, sporta i zdorovogo obraza zhizni [Human Resource Management in the ϐield of physical education, sports and a healthy lifestyle]. Saint-Petersburg, Politeh-press, 2019, pp. 448–552 (in Russ.)
2. Dramaticheskij artist. Neudobno [Uncomfortable]. Scena i arena [Stage and arena], 1914, no. 2, pp. 6–7 (in Russ.)
3. Reklamnyj blok [Ad unit]. Scena i arena [Stage and arena], 1914, no. 3, p. 20 (in Russ.)
4. Volshebniki cifr [Wizards of numbers]. Cirk [Circus], 1925, no. 11, p. 7 (in Russ.)
5. Scena i arena [Stage and arena], 1916, no. 4–5
6. Lunacharskij A. O cirkah [About circuses]. Cirk [Circus], 1925, no. 1, pp. 3–4 (in Russ.)
7. Strany, gde pobyvali na gastrolyah artisty Sovetskogo cirka [Countries visited by artists of the Soviet circus]. Sovetskaya estrada i cirk Soviet stage and circus, 1982, no. 12 (in Russ.)