Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2223-1277-2019-3-46-53
УДК: 745/749.1
Страницы:
Неизвестные «зырянские» росписи:о результатах полевых исследований в бассейнах рр. Вашка, Вымь и Вычегда в 2016—2018 гг.

И. В. Земцова, Е. А. Худин,Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар; В. Э. Шарапов, Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар

Аннотация.

В полевых этнографических отчетах второй половины XX в. подчеркивается, что в декоре внутреннего убранства традиционного жилища у коми преобладают монохромно окрашенные поверхности и редкие, скупые геометризированные орнаментальные композиции (например, волнистые и зигзагообразные линии на входных и голбечных дверях), выполненные небрежными линиями контрастного цвета. Мнение о том, что для коми-зырян исторически нехарактерна художественная традиция домовой росписи по дереву,нередко воспроизводится и в современных академических и периодических искусствоведческих изданиях. В настоящей статье приводятся описания уникальных образцов домовой росписи по дереву, которые были обнаружены в коми селениях на реках Вымь, Вашка и Вычегда преподавателями и аспирантами Сыктывкарского государственного университета совместно с сотрудниками сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН в ходе осуществления международного проекта«LivingintheKomiLandscape (LiLa)» (2017—2018 гг.), ориентированного на междисциплинарное изучение процесса освоения природой культурного пространства. Природа осваивает заброшенные 10—15 лет назад жилые постройки и открывает ранее скрытые/закрашенные образцы домовой росписи, предположительно датируемые второй половиной XIX в. Под воздействием холода/сырости/жары с поверхностей деревянных изделий и конструкций, неоднократно монохромно закрашенных в течение XX века, постепенно сходят слои масляной краски. На деревянных столешницах, шкафах, диванах, опечьях и голбечных дверях порой отчетливо проявляются звериные лики, растительные и геометрические орнаментальные композиции ранее неизвестных «зырянских» росписей.Стиль геометрических росписей, зафиксированных в ныне заброшенных и разрушаемых домах на территории Республики Коми, за редким исключением, существенно отличается от росписей Русского Севера и Урала — образцы «зырянской» росписи во многом уникальны по технике исполнения, орнаментальному канону и художественно-стилистическим особенностям.


Ключевые слова: полевые исследования, домовая роспись по дереву,традиционное жилище коми-зырян, Республика Коми, село Керчомья, деревня Кони, село Важгорт.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Белицер В. Н. Экспедиция в Коми АССР. Усть-Куломский район. Село Дон.1946 г. Полевая тетрадь // Научный архив Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Ф. 10. Оп. 1. № 2438.
2. Белицер В. Н. Отчёт о работе комплексной экспедиции в Коми АССР.Полевые исследования // Краткие сообщения. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. 1947. Вып. 3. С. 3—12.1.
3. Шелег В. А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. С. 127—147.
4. Бернштам Т. А. Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и в Поволжье XVIII—XX вв. // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты.Каталоги. Исследования. 2008. Т. 54. C. 144—202.
5. Кандинский В. Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям) //Этнографическое обозрение. 1889. № 3. С.102—110.
6. Weiss Peg. Kandinsky and Old Russia.The Artist as Ethnographer and Shaman.Yale University Press, New Haven and London. 1995. Pp. 10—26.
7. Аронов И. Кандинский В.В. Истоки. 1866-1907. Иерусалим: Гешарим, 2010.370 с.
8. Кандинский В. В. Вологодский дневник // Избранные труды по теорииискусства / под ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. М.: Гилея,2008. Т. 2. 448 с.
9. Шарапов В. Э., Земцова И. В. Этнографическое картографирование народного изобразительного искусства коми // Роль визуальных источников в изу-чении региональной истории: материалы международной научно-практической конференции / Национальный музей Республики Коми. Сыктывкар. 2017.C. 23—27.
10. Sharapov V. E., Zemtsova I. V. “Tradition that does not exist”: wood paintingof Komi-ziryans // Relate North. Culture, Community and Communication.Edited by Timo Jokela & Glen Coutts. — Rovaniemi: Lapland University Press, 2017.Pp. 84—102.
11. Living in the Komi Landscape. Summer school and exhibition. / Edited byTimo Jokela, Mirja Hiltunen, Elina Härkönen & Antti Stöckel University of Lapland,Rovaniemi, 2018. 56 p.
12. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.:Наука, 1980. 239 с.
13. Шарапов В. Э. Графическая и свободнокистевая роспись по дереву на территории Коми края в XIX — нач. XX века // Музеи и краеведение: труды Национального музея Республики Коми. Сыктывкар, 1997. С. 104—116.
14. Шарапов В. Э. Коми старообрядцы — живописных дел мастера // Арт(Лад). 2000. № 4. С. 152—159.
15. Зеновская В. П. Резьба и роспись по дереву // Историко-культурный атлас Республики Коми. М.: ДиК, 2001. C. 162—163.
16. Шарапов В. Э., Земцова И. В. «Несуществующая традиция»: роспись по дереву удорских коми старообрядцев // Известия Коми научного центра УрО РАН.2017. № 3 (31). С. 88—94.
17. Sharapov V. E., Zemtsova I. V. Wood Painting Tradition of the Upper VychegdaKomi in the Late 19th — First Quarter of the 20th Century // Archaeology, Ethnologyand Anthropology of Eurasia. Vol. 42.Issue 2. June 2014. Pр. 119—125.