Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-2-58-73
УДК: 130.2; 304.42
Шачин С. В., независимый исследователь (Мурманск, Россия)
Shachin S. V., Independent Research Worker (Murmansk, Russia)

К вопросу о стратегии освоения Арктики на основе реализации потенциала арктической антропологии
To the Question About the Arctic Development Strategy Based on the Implementation of the Potential of the Arctic Anthropology

Аннотация.

Цель статьи заключается в том, чтобы наметить контуры новой стратегии освоения Арктики. Она предполагает использование возможностей холода в качестве источника развития как человека, так и человеческого рода в целом. Для этого необходимо преодолеть представление об Арктике как экстремальной для жизни среде, в которой необходимо создавать условия жизни, аналогичные тем, что характерны для средних широт. При этом потребуются огромные ресурсы, но результаты не могут быть стабильными. Надёжное освоение Арктики возможно только на основе изменения антропологии человечества. Чтобы понять, как это возможно, применяется методология И.-Г. Фихте, почерпнутая из его работ, посвящённых наукоучению. Она позволяет увидеть, что представители Арктической циркумполярной цивилизации создали коллективное сверхсознание, в котором арктическая жизнь представляет собой реализацию их коллективного устремления к свободе. Проведены социально-феноменологические исследования на основе идей российских антропологов, которые позволяют описать характеристики такого сверхсознания: пребывание в постоянном движении, что порождает способность воспринимать природный мир как продолжение своего тела, а также извлекать из холода особую энергию и информацию, которая становится основой особых форм организованности как в технологиях самообеспечения, так и в социальном устройстве. Вывод: холод является одним из условий возможности цивилизации как в генетическом смысле (без холода было бы невозможно становление цивилизации), так и в содержательном (холод в преобразованном виде содержится в современной цивилизации в самых разных своих проявлениях). Арктический холод позволит человечеству прийти к более глубокому осознанию самого себя, а отсюда – к формированию более разумного общественного строя. Новая цивилизация на Севере сумеет сохранить всё лучшее, что было в арктической циркумполярной цивилизации до прихода в северные земли индустриального человека, но преодолеет её замкнутость и традиционность, приводившие к самодовлению на окраине Ойкумены.


Ключевые слова: холод, цивилизация, наукоучение, социально-культурная феноменология, философская антропология, кочевничество, Арктическая циркумполярная цивилизация, свобода, гуманизм.


Abstract.

The purpose of the article is to outline the contours of a new strategy for developing the Arctic. This strate-gy involves using the possibilities of cold as a source of development for both humans and the human race as a whole. To do this, it is necessary to overcome the idea of the Arctic as an extreme environment for life, in which it is necessary to create living conditions similar to those typical for the middle latitudes. This will require huge resources, but the results cannot be stable. Reliable development of the Arctic is possible only on the basis of changes in the anthropology of mankind. To understand how this is possible, we use the methodology of I. G. Fichte, taken from his works about the Epistemology. It allows us to see that representatives of the Arctic circumpolar civilization have created a collective superconsciousness, in which Arctic life represents the realiza-tion of their collective aspiration to freedom. We conducted socio-phenomenological research based on the ideas of Russian anthropologists, which allow to describe the characteristics of the superconscious: to stay in constant motion, which gives rise to the ability to perceive the natural world as a continuation of one’s own body, and the ability to extract from the cold special energy and information that becomes the basis of particular forms of or-ganization in technology-reliance, and a social device. Conclusion: cold is one of the conditions for the possibility of civilization both in the genetic sense (without cold, it would be impossible to become a civilization), and in the content (cold in the transformed form is contained in modern civilization in its various manifestations). The Arctic cold will allow humanity to come to a deeper awareness of itself, and hence to the formation of a more reasonable social order. The new civilization in the North will be able to preserve all the best that was in the Arctic circumpolar civilization before the arrival of an industrial man in the Northern lands, but it will over-come its isolation and tradition, which led to selfsufficiency on the outskirts of the Oikumen.


Keywords:

cold, civilization, science, socio-cultural phenomenology, philosophical anthropology, nomadism, Arctic circumpolar civilization, freedom, humanism.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Шаламов В. Т. Колымские рассказы // Шаламов В. Т. Собрание сочинений. М.: Эксмо, 2009. 688 с.
2. Винокурова У. А., Яковец Ю. В. Арктическая циркумполярная цивилизация: учебное издание. 2-е изд., доп. Новосибирск: Наука, 2016. 320 с.
3. Plessner, Helmut: Die Aufgabe der philosophischen Anthropologie – Zwischen Philosophie und Ge-sellschaft. Berlin, 1965.
4. Новичкова Г. А. Проблема человека в педагогической антропологии Г. Плеснера. URL: https://iphras.ru/uplfile/histan/statwi/Novi4kova_ Problema_4eloveka_v_pedagogi4eskoy_antropologii_Plesnera.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
5. Фихте И.-Г. Основа общего наукоучения // Фихте И.-Г. Соч. : в 2 т. СПб.: Миф-рил, 1993. Т. 1. С. 65–337.
6. Фихте И.-Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему // Там же. С. 477–546.
7. Фихте И.-Г. Назначение человека // Фихте И.-Г. Соч. : в 2 т. Т. 2. С. 65–224.
8. Фихте И.-Г. Факты сознания // Фихте И.-Г. Назначение человека. Наукоучение : пер. с нем. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. С. 393–544. URL: navadhi.ru/el_texts/fichte/FdB.doc (дата обращения: 20.02.2020).
9. Фихте И.-Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // Фихте И.-Г. Соч. : в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. С. 7–64.
10. Honneth, Axel: Die transzendentale Notwendigkeit von Intersubjektivität: Zum zweiten Lehrsatz in Fichtes Naturrechtsabhandlung. // Honneth, Axel: Unsichtbarkeit: Stationen einer Theorie der Intersubjektivität. Frankfurt am Main: Suhrkamp-Verlag, 2003. S. 28–48.
11. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. 4. Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp-Verlag, 1987. Bd. 2. 585 S.
12. Головнёв А. В. Феномен колонизации. Екатеринбург: Изд-во Уральского отделения РАН, 2015. 592 с.
13. Алексеева В. И. Постулаты космической философии К. Э. Циолковского. URL: http://www.icr.su/rus/conferencies/2013/Alekseeva.php (дата обращения: 20.02.2020).
14. Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д. Путями русского космизма. Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной. М.: Либроком, 2011. 144 c.
15. Сопронов П. А. Власть как свобода, свобода как власть: И. Г. Фихте // Вестник РХГА. 2011. Т. 12. Вып. 2. С. 96–105. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/vlast-kak-svoboda-svoboda-kak-vlast-i-g-fihte (дата обращения: 20.02.2020).
16. Ладов В. А. Язык как социокультурная детерминанта феноменологического опыта. URL: http://fsf.tsu.ru/wp_test/wp-content/uploads/lang21. pdf (дата обращения: 20.02.2020).
17. Тимощук Е. А. Социокультурная феноменология политики. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32490/1/klo_2015_61.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
18. Дюркгейм Эмиль. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / пер. с англ., нем., фр., сост. и общ. ред.: А. Н. Красникова. М.: Канон +, 1998. Т. 2. С. 174–230.
19. Мир Огненный. М.: Международный Центр Рерихов, 2016. Ч. 1.
20. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Лекция 13. Ко-эволюция человека с природой и обществом на пути к ноосфере. URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/chel-l-13.html (дата обращения: 20.02.2020).
21. Шафигуллин В. А. О некоторых идеях экологического учения Н. Н. Моисеева. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-nekotoryh-ideyahekologicheskogo-ucheniya-n-n-moiseeva (дата обращения: 20.02.2020).


References:
1. Shalamov V. T. Kolimskije rasskazi [Kolyma stories]. In: Shalamov V. T. Collected works. Moscow, Eksmo-Press, 2009, 688 p. (In Russ.)
2. Vinokurova U. A., Yakovets Yu. V. Arkticheskaya zirkumpol’arnaya zivilizaciya [Arctic Circumpolar Civ-ilization]. 2nd ed., ext. Novosibirsk, Nauka Publ., 2016. 320 p. (In Russ.)
3. Plessner, Helmut: Die Aufgabe der philosophischen Anthropologie – Zwischen Philosophie und Ge-sellschaft. Berlin, 1965. (In German.)
4. Novichkova G. A. Problema cheloveka v paedagogicheskoj antropologii G. Plessnera [The human prob-lem in educational anthropology of H. Plesner]. Available at: https://iphras.ru/uplfile/histan/statwi/Novi4kova_ Problema_4eloveka_v_pedagogi4eskoy_antropologii_Plesnera.pdf (accessed 20.02.2020).
5. Fichte I.-G. Osnova obcschego naukoucheniya [The basis of general science] / Transl. from German into Russian. In: Fichte I.-G. Works in two volumes, vol. 1. St. Petersburg, Mithril Publ., 1993, pp. 65–337. (In Russ.)
6. Fichte I.-G. Vtoroje vvedenije v naukouchenije dl’a chitatel’ej, uge imejucschih filosofskuju sistemu [The second introduction to science for readers who already have a philosophical system] / Transl. from German into Russian. Ibidem, pp. 477–546. (In Russ.)
7. Fichte I.-G. Naznachenije chelov’eka [The purpose of the person] / Transl. from German into Rus-sian. In: Fichte I.-G. Op. cit., vol. 2, pp. 65–224. (In Russ.)
8. Fichte I.-G. Fakti soznanija [The facts of consciousness] / Transl. from German into Russian. In: Fichte I.G. The purpose of the person / Transl. from German into Russian. Minsk, Harvest; Moscow, AST, 2000, pp. 393–544. (In Russ.) Available at: navadhi.ru/el_texts/fichte/FdB.doc (accessed 20.02.2020).
9. Fichte I.-G. O pon’atiji naukouchenija, ili tak nazivajemoj filosofii [On the concept of science, or the so-called philosophy] / Transl. from German into Russian. In: Fichte I.-G. Works in two volumes, vol. 1. St. Petersburg, Mithril Publ., 1993, pp. 7–64. (In Russ.)
10. Honneth, Axel: Die transzendentale Notwendigkeit von Intersubjektivität: Zum zweiten Lehrsatz in Fichtes Naturrechtsabhandlung. Honneth, Axel: Unsichtbarkeit: Stationen einer Theorie der Intersub-jektivität. Frankfurt am Main: Suhrkamp-Verlag, 2003, S. 28–48. (In German.)
11. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. 4. Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp-Verlag, 1987. Bd. 2. 585 S. (In German.)
12. Golovnev A. V. Fenomen kolonizaciji [The phenomenon of colonization]. Yekaterinburg, Publishing House of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2015, 592 p. (In Russ.)
13. Alekseeva V. I. Postulati kosmicheskoj filosofiji K. E. Ziolkovskogo [The postulates of cosmic philoso-phy K. E. Tsiolkovsky]. (In Russ.) Available at: http:// www.icr.su/rus/conferencies/2013/Alekseeva.php (accessed 20.02.2020).
14. Vladimirsky B. M., Kislovsky L. D. Put’ami russkogo kosmizma [Ways of Russian cosmism]. Moscow, Librocom Publ., 2011, 144 p. (In Russ.)
15. Sopronov P. A. Vlast’ kak svoboda, svoboda kak vlast’: I. G. Fichte [Power as freedom, freedom as power: I. G. Fichte]. Vestnik RHGA [Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy], 2011, vol. 12, Issue. 2, pp. 96–105. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/vlast-kak-svoboda-svoboda-kakvlast-i-g-fihte (accessed 20.02.2020).
16. Ladov V. A. Yasik kak soziokul’turnaya determinant fenomenologicheskogo opita [Language as a sociocultural determinant of phenomenological experience]. (In Russ.) Available at: http://fsf.tsu.ru/wp_test/wp-content/ uploads/lang21.pdf (accessed 20.02.2020).
17. Timoshchuk Ye. A. Soziokul’turnaya fenomenologoja politikui [Sociocultural phenomenology of politics]. (In Russ.) Available at: http://elar. urfu.ru/bitstream/10995/32490/1/klo_2015_61.pdf (accessed 20.02.2020).
18. Durkheim, Emil. Elemintarnije formi religioznogo opita [Elementary forms of religious life] / Transl. from French into Russian. Mistika. Religiya. Nauka. Klassiki mirovogo religiovedeniya. Antologiya [Mystic. Religion. The science: Classics of world religious studies. Anthology], vol. 2. Trans. from English, German, French into Russian. Ed.: A. N. Krasnikova. Moscow, Canon + Publ., 1998, pp. 174–230.
19. Mir ognennij [The Fiery World]. Part 1. Moscow, International Center of the Roerichs, 2016.
20. Gheleznov Yu. D., Abramyan E. A., Novikova S. T. Chelovek v prirode I obcschestvi [Man in nature and society]. Lecture 13. Co-evolution of man with nature and society on the way to the noosphere. (In Russ.) Available at: http:// www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/chel-l-13.html (accessed 20.02.2020).
21. Shafigullin V. A. O nekotorih ideyah ekologocheskogo uchenija N. N. Moiseyev [About some ideas of the ecological doctrine of N. N. Moiseyev]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/o-nekotoryh-ideyah-ekologicheskogo-ucheniya-n-n-moiseeva (accessed 20.02.2020).