Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-2-27-42
УДК: 930.85:1(043)
Мартысюк П. Г., Российский государственный социальный университет филиал в г. Минске, главный редактор журнала «Гiсторыя i грамадазнаўства» (Минск, Республика Беларусь)
Martysiuk P. G., Russian State Social University branch in Minsk, Chief Editor of the «History and Society» journal (Minsk, Republic of Belarus)

Циклическая динамика культуры как следствие мифологизации природы
The Cyclical Dynamics of Culture as a Consequence of the Mythologization of Nature

Аннотация.

Статья посвящена циклической динамике культуры, её генезису и становлению, нашедших раскрытие в природе, мифе и ранних формах религии, детерминирующих синкретизм первобытной культуры. Циклические процессы, свойственные природе, формируют идею неизменности и постоянства. В природе возникает множество различного рода циклических вариаций, неконтролируемых отдельно взятым биологическим организмом. В силу отсутствия рефлектирующего сознания он не в состоянии преодолеть зависимость от циклических процессов, в которые инстинктивно вовлечен. В отличие от природы в сообществе людей возможен процесс преодоления субъектом внешних социокультурных циклов, что объясняется особенностями рефлектирующего сознания. В мифологической традиции повторяющиеся культурные процессы могут быть творчески восприняты мыслящим субъектом в качестве закономерностей, сопряженных с идеей конструктивного цикла, спроецированного на его глубинную экзистенциальную природу. Процесс восприятия конструктивных циклов на ранних этапах развития культуры сопровождается их мифологизацией и сакрализацией. Сравнительный анализ динамики культуры и динамики природы выявляет их общие черты и существенные различия. В результате чего циклическая динамика культуры выступает как разновидность развития, содержащая элементы прогрессизма, в то время как цикличность в природе исчерпывается вегетативными гомогенными циклами. Культурологический анализ циклической динамики культуры, основанной на семантике мифологических и религиозных воззрений, позволяет рассмотреть диалектику идеального и материального в процессе формирования и познания различных форм культуры; сформировать методологическую основу для разработки циклической парадигмы общественного развития, основанную на искусственно проектируемой культурологической мифосемантической основе целенаправленного конструирования социальнокультурной реальности.


Ключевые слова: культура, циклическая динамика культуры, линейность, миф, цикличность, метаморфоза, всеобщее оборотничество, природа, биоценоз, природные циклы.


Abstract.

The article is devoted to the cyclical dynamics of culture, its genesis and formation, which have been revealed in nature, myth and early forms of religion, which determine the syncretism of primitive culture. Cyclic processes inherent in nature form the idea of immutability and constancy. In nature, there are many different kinds of cyclic variations that are not controlled by a single biological organism. Due to the lack of reflective consciousness, it is not able to overcome the dependence on the cyclic process in which it is instinctively involved. In contrast to nature, in the community of people the process of overcoming by the subject of external sociocultural cycles is possible, which is explained by the features of reflective consciousness. In the mythological tradition, repeating cultural processes can be creatively perceived by the thinking subject as patterns associated with the idea of a constructive cycle projected onto its deep existential nature. The process of perceiving constructive cycles in the early stages of the development of culture is accompanied by their mythologization and sacralization. A comparative analysis of the dynamics of culture and the dynamics of nature reveals their common features and significant differences. As a result, the cyclical dynamics of culture acts as a kind of development containing elements of progressism, while the cyclical nature is limited to vegetative homogeneous cycles. A culturological analysis of the cyclical dynamics of culture, based on the semantics of mythological and religious views, allows us to consider the dialectics of the ideal and the material in the process of formation and knowledge of various forms of culture. To form a methodological basis for the development of a cyclical paradigm of social development, based on the artificially designed cultural mythological and semantic basis for the purposeful design of socio-cultural reality.


Keywords:

culture, cyclical dynamics of culture, linearity, myth, cyclicality, metamorphosis, general werewolf, nature, biocenosis, natural cycles.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.; Л.: Государственное изд-во, 1926. 154 с.
2. Мартысюк П. Г. Циклическая парадигма культуры: пути самоопределения // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3 (29). С. 19–26.
3. Шеллинг Ф. В. Й. Введение в философию мифологии. Сочинения : в 2 т. М.: Мысль, 1989. С. 159–375.
4. Кассирер Э. Избранное. Индивид и космос / сост.: С. Я. Левит, Л. В. Скворцов ; пер.: А. Г. Гаджикурбанов [и др.]. М.; СПб.: Унив. кн.: Культур. инициатива, 2000. 654 с.
5. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / сост.: С. Я. Левит, Л. В. Скворцов ; пер.: Б. Вимер [и др.]. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
6. Мартысюк П. Г. Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре : автореф. дис. … д-ра философ. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2008.
7. Стеблин-Каменский М. И. Миф / Акад. наук СССР. Л.: Наука, 1976. 104 с.
8. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ладомир, 1994. 544 с.
9. Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с.


References:
1. Boas F. Um pervobytnogo cheloveka [The mind of primitive man]. Moscow, Leningrad, State Publishing House, 1926, 154 p. (In Russ.)
2. Martysyuk P. G. Tsiklicheskaya paradigma kul'tury: puti samoopredeleniya [The cyclic paradigm of culture: the path of self-determination]. Celovek, kul`tura i obrazovanie [Human. Culture. Education], 2018, no. 3 (29), рр. 19–26. (In Russ.)
3. Shelling F. V. Y. Vvedeniye v filosofiyu mifologii [Introduction to the philosophy of mythology]. Works in 2 vols. Moscow, Thought Publ., 1989, pр. 159–375. (In Russ.)
4. Kassirer E. Izbrannoye. Individ i kosmos [Favorites. The individual and the cosmos]. Moscow, St. Petersburg, University Book Publ.; Cultural Initiative Publ., 2000, 654 p. (In Russ.)
5. Kassirer E. Izbrannoye. Opyt o cheloveke [Favorites. Experience about a person]. Moscow, Gardarika, 1998, 784 p. (In Russ.)
6. Martysyuk P. G. Evolyutsiya mifologicheskoy idei vechnogo vozvrashcheniya v yevropeyskoy kul'ture [The evolution of the mythological idea of eternal return in European culture. Dr. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2008. (In Russ.)
7. Steblin-Kamenskiy M. I. Mif [Myth]. Acad. sciences of the USSR. Leningrad, Nauka Publ., 1976, 104 p. (In Russ.)
8. Losev A. F. Istoriya antichnoy estetiki. Rannyaya klassika [The history of ancient aesthetics. Early Classics]. Moscow, Ladomir, 1994, 544 p. (In Russ.)
9. Toporov V. N. Mirovoye derevo: Universal'nyye znakovyye kompleks [World tree: Universal iconic complex]. Vol. 1. Moscow, Manuscript monuments of Ancient Russia, 2010, 448 p. (In Russ.)