Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 008
Страницы: 68-78
Песня как способ презентации картины мира (на примере текстов авторской (бардовской) песни)

Конова И. Г., Коми государственный педагогический институт (Сыктывкар, Россия)

Аннотация.

В статье рассматривается понятие «картина мира» и песня как источник культурологического изучения способа презентации картины мира. Рассматриваются несколько способов презентации картины мира посредством песни: поэтический, музыкальный, парадоксальный. Делается вывод о ценности текста авторской (бардовской) песни как культурной энциклопедии времени.


Ключевые слова: картина мира, поэтический, музыкальный, парадоксальный, текст авторской (бардовской) песни.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Абросимова Е. А. Семиотика бардовской песни: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Омск, 2006.
2. Агабекова К. А. Концепт ДУША в индивидуально-авторской языковой картине мира Б. Окуджавы // Окуджава Б. Проблема поэтики и текстологии / сост. А. Е. Крылов. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2002. С. 112–127.
3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.
4. Бразговская Е. Е. Текст культуры: от события – к со-бытию (логикосемиотический анализ межтекстовых взаимодействий). Пермь, 2004.
5. Дианова В. М. Джамбаттиста Вико как культуролог // Мировая культура XVII–XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили: материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 26. С. 21–24.
6. Доманский Ю. В. Творчество Высоцкого в аспекте вариативности: текст и контекст // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва. 17–20 марта 2003 г. / сост. Е. Г. Язвикова. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2003. С. 80–97.
7. Жуков Б. Б. Современное состояние авторской песни как отражение изменений в национальном менталитете // Мир Высоцкого: исслед. и материалы / сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. Вып. III. Т. 2. С. 380–389.
8. Каган М. С. Слово в художественной культуре // Каган М. С. Избранные труды: в 7 т. Т. V. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. СПб.: ИД «Петрополис», 2008. С. 22–32.
9. Каган М. С. Морфология искусства // Каган М. С. Избранные труды: в 7 т. Т. V. Книга 2. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. СПб.: ИД «Петрополис», 2008. С. 2–360.
10. Каманкина М. В. Песенный стиль Б. Окуджавы как образец авторской песни // Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии. М.: Музыка, 2002. С. 225–243.
11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука, 2000.
12. Озаровский Ю. Э. Музыка живого слова: Основы русского художественного чтения. Изд. 2-е, доп. М.: КД «ЛИБРОКОМ», 2009.
13. Окуджава Б. Ш. Так природа захотела. М.: Эксмо, 2006.
14. Романова Т. В. Содержание и экспликация традиционных концептов в языке молодежи // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. № 1. С.43–52.
15. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2009.
16. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000.
17. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2008.
18. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. СПб.: Наука, 2007.
19. Холопов Ю. Н. Лад // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энц., 1976. Т. III. С. 130–143.
20. Чикина О. Клава, Серёжа, Саня и Алёша. М.: Орбис Пиктус, 2009.
21. Шилина О. Ю. Человек в поэтическом мире Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: исслед. и материалы / сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. Вып. III. Т. 2. С. 37–49.