Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 008+18+77
Страницы: 132-160
Кинематограф как знаковая система: от эстетики к семиотике

Хренов Н. А., Российский научно-исследовательского институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва, Россия)

Аннотация.

Статья посвящена семиотическому истолкованию теоретического наследия кинорежиссера С. М. Эйзенштейна, предвосхитившего столь популярную с 60-х годов структуралистскую методологию. Наследие С. М. Эйзенштейна еще в 60-е годы привлекло внимание академика Вяч. Вс. Иванова, потому что в нем он обнаружил движение в сторону понимания кино как языка или знаковой системы. Пытаясь понять значение этого исследования, автор касается применения семиотической методологии к кино как знаковой системе. В связи с этим в статье воспроизводится атмосфера увлечения семиотикой отечественными теоретиками кино. Расшифровывая смысл названия книги Вяч. Вс. Иванова о С. Эйзенштейне, автор показывает, что идея семиотики возникла уже на первоначальном этапе становления эстетики как философской науки.


Ключевые слова: cемиотика, лингвистика, структурализм, феноменология, эстетика, язык кино, знаковая система, формальная школа, культура грамматики, культура текста.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Автономова Н. Деррида и грамматология // Деррида Ж. О грамматологии. М. : Ad Marginem, 2000.
2. Автономова Н. Открытая структура: Якобсон — Бахтин — Лотман — Гаспаров. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.
3. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М. : АСТ, 2004.
4. Гегель. Эстетика. М. : Искусство, 1968. Т. 1.
5. Деррида Ж. О грамматологии. М. : Ad Marginem, 2000.
6. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М. : Прогресс, 2000.
7. Деррида Ж. Театр жестокости и завершение представления // Там же.
8. Деррида Ж. Фрейд и сцена письма // Там же.
9. Иванов В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1 : Знаковые системы. Кино. Поэтика. М. : Языки русской культуры, 1998.
10. Иванов В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.
11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2 : Эстетические учения ХVII — ХVIII веков. М. : Искусство, 1964.
12. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
13. Лотман Ю. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Труды по знаковым системам. Тарту : Изд-во Тартусского государственного университета, 1971. Вып. 5.
14. Лотман Ю. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю. Избранные статьи : в 3 т. Таллинн : Александра, 1993. Т. 3.
15. Медведев П. Формальный метод в литературоведении. Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1928.
16. Мотрошилова Н. С. Франк и Н. Бердяев о «новом варварстве» // Культура и форма: к 60-летию А.Л. Доброхотова : сб. науч. трудов. М., 2010. С. 173–206.
17. Паперный В. Культура Два. М. : Новое литературное обозрение, 1996.
18. Соколов В. Киноведение как наука. М. : Магистр, 2010.
19. Федотов Г. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб. : София, 1992. Т. 2.
20. Ханзен-Леве О. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М. : Языки русской культуры, 2001.
21. Хренов Н. Эстетический ренессанс эпохи оттепели // Экспериментальное искусство: Влияние теории на художественное творчество / под ред. О. Личчиарделло, С. Ломбардо, В. Петрова. М. : ГИИ, 2011.
22. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М. : Логос, 2002.
23. Эйзенштейн С. Избранные произведения : в 6 т. М. : Искусство, 1964. Т. 2.
24. Эйзенштейн С. Избранные произведения : в 6 т. М. : Искусство, 1966. Т. 4.
25. Эйзенштейн С. Метод: Grundproblem. М. : Искусство, 2002. Т. 1.
26. Эйзенштейн С. Метод: Тайны мастеров. М. : Искусство, 2002. Т. 2.
27. Эйхенбаум Б. Теория «формального метода» // Эстетика и теория искусства ХХ века : хрестоматия / отв. ред. Н. Хренов, А. Мигунов, М. : Прогресс — Традиция, 2007.
28. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М. : Прогресс, 1987.
29. Якобсон Р. Формальная школа и современное русское литературоведение. М. : Языки славянских культур, 2011.
30. Ямпольский М. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии. М. : Киноведческие записки, 1993.
31. Ямпольский М. Язык — тело — случай: Кинематограф и поиски смысла. М. : Новое литературное обозрение, 2004.