Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2019-4-154-167
УДК: 37.013.73
Страницы:
Эстетический характер нации: сохранение национальной культуры на Севере и универсальный смысл этой деятельности

А. Ю. Шачина, С. В. Шачин, Мурманский Арктический государственный университет, г. Мурманск

Аннотация.

Статья посвящена проблеме педагогического смысла сохранения национальной культуры на Севере в эпоху глобализации. За основу определения этого смысла берутся идеи И. Канта о том, что воспитание возможно только в сообществе людей, обладающих высоким художественным вкусом, Ф. Шиллера — именно через игру воображения в процессе развития художественного вкуса человек приобщается к нравственной культуре и И. Гердера — истина рассеяна по планете, и каждая культура позволяет найти свой способ выражения всеобщей идеи человечества. Эти идеи дополняются опытом катарсиса, восходящим к Аристотелю, и экзистенциалистской категорией решимости в смысле способности человека увидеть красоту Севера и внутренне преобразиться. В результате показывается, что национальная культура северных народов способна открыть человечеству новые источники креативности, что позволит найти пути выхода из всемирного кризиса.


Ключевые слова: эстетическое воспитание, моральное воспитание, катарсис, решимость, Арктическая идентичность.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Zdarzil, Herbert: Johann Gottfried Herder. Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit // Hauptwerke der Pädagogik / Hrsg. von W. Böhm, B. Fuchs, S. Seichter. Paderborn: Ferdinand Schöningh, 2011. S. 195–198.
2. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.
3. Шиллер Ф.И.Х. Письма об эстетическом воспитании человечества // Шиллер И.Х.Ф. Сочинения: в 8 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1956. Т. 6. С. 251–358.
4. Rittelmeyer, Christian: Über die ästhetische Erziehung des Menschen: Eine Einführung in Friedrich Schillers pädagogische Anthropologie. Weinheim und München: Juventa Verlag, 2005. 231 S.
5. Matuschek, Stefan: Kommentar für Friedrich Schillers „Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen“. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2009. S. 125–273.
6. Fischer, Wolfgang: Immanuel Kant. In: Philosophen als Pädagogen: Wichtige Entwürfe klassischer Denker / Hrsg. von Wolfgang Fischer und Dieter-Jürgen Löwisch. Darmstadt: Wiss. Buchges., 1998. S. 125–139.
7. Kant, Immanuel: Vorl. Anth. In: Kant, Immanuel: Gesammelte Schriften (Akademie-Ausgabe). Bd. XXV (IV/2). Berlin, 1997.
8. Schiller, Friedrich: Über das Erhabene. // Schiller, Friedrich: Vom Pathetischen und Erhabenen. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 2005. S. 83–100.
9. Косой Д. Свобода как осознанная необходимость. URL: http:// philosophystorm.org/otto_pyrin/3127 (дата обращения: 18.08.2019).
10. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3. М.: Дрофа, 2005. 560 с.
11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
12. Болльнов О.Ф. 4. Решимость // Болльнов О.Ф. Философия экзистенциализма. URL: https://ϐil.wikireading.ru/2499 (дата обращения: 18.08.2019).
13. Долгов К. М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. Фонд. М.: Мысль, 2010. См.: URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/ HASH01daff86bd742c788c9ed5da