Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2019-4-90-101
УДК: 791.43.01
Страницы:
Кадр как способ построения значения в кино

Е. Г. Курова, Южный университет (ИУБиП), Ростов-на-Дону

Аннотация.

Статья посвящена изучению семиотических концепций Ю. М. Лотмана, Р. Барта и К. Меца, рассматривающих формирование значения посредством кадра в русле общих исследований проблемы значения в кинотекстах. Выделяется специфика раскрытия проблемы значения кадра в рамках этих концепций. В ходе исследования автор приходит к выводу о значительном потенциале анализа кадров для понимания построения кинотекста. Однако ни анализ единичных кадров, ни анализ последовательностей кадров не даёт полного ответа на вопрос, каким образом создаётся значение в кинематографе. В заключение выдвигается ряд проблем формирования значения, возникающих при попытке структурирования кадра и оформления внутрикадрового содержания.


Ключевые слова: кинотекст, семиотика кино, кадр, Ю. М. Лотман, Р. Барт, К. Мец.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Danesi M. Messages, Signs, and Meanings: A Basic Textbook in Semiotics and Communication.Toronto, Ontario.: Canadian Scholars Press, 2004. P. 393.
2. Metz C. Film language: A semiotics of the cinema. Chicago: University of Chicago Press, 1991. P. 268.
3. Stam R., Burgoyne R., Flitterman-Lewis S. New Vocabularies in Film Semiotics: Structuralism, post-structuralism and beyond. London, NY.: Routledge,Taylor & Francis e-Library, 2005. P. 246.
4. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти-Раамат, 1973. URL: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt (дата обращения: 1.06.2019).
5. Лотман Ю. Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин: Александра, 1994. URL: https://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/dialsekr.pdf
(дата обращения: 1.06.2019).
6. Балаш Б. Дух фильмы. URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/
Teoriya_kino/Balash_duh_filma.doc (дата обращения: 23.05.2018).
7. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 588 с.
8. Штейн С. Онтология кино // Менеджер. Кино: журнал для профессионалов. 2009. № 8. С. 58–64.
9. Барт Р. Третий смысл. Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С.М. Эйзенштейна URL: http://kinoseminar.livejournal.com/103289.html (дата обращения: 31. 05. 2018 г.).
10. Барт Р. Проблема значения в кино // Р. Барт. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. 512 с.
11. Барт Р. Сamera lucida. M.: Ad Marginem, 2004. 224 с.