Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 003; 78.1
Страницы: 194-204
Визуализация абстракций: дополнительность семиотических кодов в поэтике трансцендентного

Бразговская Е. Е., Пермский государственный гуманитарный педагогический университет (Пермь, Россия)

Аннотация.

В рамках когнитивно-семиотической парадигмы рассматриваются проблемы репрезентации метафизических объектов в философской поэзии и академической музыке. Анализируется семиотический парадокс. С одной стороны, репрезентация абстракций в силу невозможности иконического отображения имеет немиметический характер. С другой стороны, акт интеллектуального познания обязательно включает в себя ментальный образ, создаваемый по типу иконы-схемы. Делается гипотетический вывод о том, что ментальные визуализации — оборотная сторона вербального и звукового кодирования.


Ключевые слова: абстрактные объекты, стилистическая редукция, ментальная визуализация, Арво Пярт, Чеслав Милош.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт / пер. с англ. А. Олейникова и др. М.: Европа, 2007.
2. Бавильский Д. До востребования: беседы с современными композиторами. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014.
3. Бродский И. Набережная неисцелимых: эссе / пер. с англ. Г. Дашевского. СПб.: Азбука-классика, 2006.
4. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: Чего не может передать значение / пер. с англ. С. Зенкина. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
5. Зенкин С. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. М.: Изд-во РГГУ, 2012.
6. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбукаклассика, 2005.
7. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка / пер. с англ. А. В. Кезина // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. № 6. 1993. С. 11—26.
8. Малевич К. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой // Собр. соч.: в 5 т. М.: Гилея, 2000. Т. 3.
9. Неретина С., Огурцов. А. Пути к универсалиям. СПб.: Изд-во РХГА, 2006.
10. Пярт А. Арво Пярт: беседы, исследования, размышления. Киев: ДУХ I ЛIТЕРА, 2014.
11. Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития. URL: http:// www.kholopov.ru/canon/canon.html (см. 02.02.16).
12. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013.
13. Bourne J., Kennedy M. Cantus firmus // The Concise Oxford Dictionary of Music. 1996. URL: http://www.encyclopedia.com> (18.03.16).
14. Boutenef P. Arvo Pärt: Out of Silence. London: St Vladimirs Seminary, 2015.
15. Hiller P. Arvo Pärt. New York: Oxford University Press, 2002.
16. Miłosz Cz. Poezje. Warszawa: Czytelnik, 1988.
17. Miłosz Cz. Jasności promieniste i inne wiersze. Zeszyty Literackie. Warszawa-Paris: Wyd-wo Fundacja Zeszytów Literackich, 2005.
18. Miłosz Cz. Dom filozofa // Miłosz Cz. Wiersze wszystkie. Kraków: Znak, 2011. S. 1039—1041.
19. Pinsky R. The Art ofNoticing // Robert Pinsky Poetry Forum. URL: https:// robertpinsky. wordpress.com/2014/05/28/the-art-of-noticing/comment-page-5/