Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 008+7.036.4
Страницы: 42-69
Семиозис в контексте перехода от культуры с сопутствующей ей трансцендентностью к секулярной культуре

Хренов Н. А., Государственный институт искусствознания (Москва, Россия)

Аннотация.

В статье становление визуальной культуры, начавшееся с появления фотографии и продолжающееся с возникновением кино и телевидения, рассматривается в контексте перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, что требует рассмотрения с использованием социологического подхода. Это становление является выражением возникающей в ХХ веке так называемой мозаичной культуры. Следствием возникновения этой культуры является разрушение существующих навыков восприятия. Однако развертывающийся уже в наше время переход к постиндустриальному обществу требует углубления в знаковую природу новой визуальности, что требует уже рассмотрения с точки зрения семиотики. Опираясь на исследование по фотографии Р. Краусс, автор пытается показать семиотический смысл расхождения между визуальностью в ее традиционных формах, или в формах живописи, и визуальностью в ее новых формах, возникших на технологической основе.


Ключевые слова: визуальность, индустриальное общество, мозаичная культура, секулярное общество, трансцендентность, переходный период, тактильный способ восприятия, оптический способ восприятия, семиозис, семиотический подход, знак «икон», знак «индекс», циклическая логика.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972.
2. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе / Немецкий культурный центр имени Гете. М.: Медиум, 1996.
4. Булгаков С. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997.
5. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.; Л.: Академия, 1930.
6. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972.
7. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: Академический проект, 2000.
8. Иванов В. Эстетика Эйзенштейна // Иванов В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. Т. 1. С. 143—378.
9. Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. С. 304.
10. Маклюен М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр; Эльга; Издательский дом Дмитрия Бураго, 2003.
11. Михалкович В. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986.
12. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
13. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005.
14. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000.
15. Платон. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2.
16. Руйе А. Фотография между документом и современным искусством. СПб.: Изд-во Клаудберри, 2014.
17. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
18. Чаадаев П. Статьи и письма. М.: Современник, 1989.
19. Чарский В. Художественный театр // Кризис театра: сборник статей. М.: Проблемы искусства, 1908. С. 126—156.
20. Эйзенштейн С. Метод. Т. 1. Grundproblem. М.: Музей кино. Эйзенштейн-Центр, 2002.
21. Эйзенштейн С. Метод. Т. 2. Тайны мастеров. М.: Музей кино. Эйзенштейн-Центр, 2002.