Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 37.02
Страницы: 116-131
Семиотика дидактической системы высшего медицинского образования

Иванов С. В., СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Аннотация.

В системе отечественного высшего медицинского образования (ВМО) негативный тренд последних десятилетий заключается в дисбалансе основных дидактических сем. Форсированное развитие прикладного (технологического) императива ВМО обеспечивается в ущерб всем другим ключевым дидактическим семам — академическому, гуманитарному, просветительскому и воспитательному императивам. Исконная «континентальная», или германская, модель, инвестированная более двух веков назад и адаптированная к российским реалиям, вытесняется ранее отвергнутой англосаксонской моделью. Данность эту следует воспринимать как этап развития ВМО, как очередной этап развития целостной системы, ингредиенты которой развиваются асинхронно.


Ключевые слова: семиотика, академический, гуманитарный, прикладной, просветительский и воспитательный императивы, медицинское образование.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Агеев В. Н. Семиотика. М.: Весь Мир, 2002.
2. Горелова Л. Е. Медицина Московского государства // Русский медицинский журнал. 2000. № 7. С. 303—304.
3. Горелова Л. Е. Государственная реформа высшего медицинского образования в России 40—60-х годов XIX в. и ее роль в подготовке медицинских кадров: дис. … докт. мед. наук. М., 2003.
4. Давыдов М. И. Основные направления совершенствования медицинского образования в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России. 2006. № 25 (313). С. 24—33.
5. Иванов В. Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики // Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1999—2010. Т. 1. С. 603—812.
6. Иванов С. В. Медицинское образование в России: история и современность // Гуманитарное образование в высшей школе для негуманитарных специальностей: традиции и современные проблемы: коллективная монография / под ред. Б. М. Завьялова. Сыктывкар, 2012. С. 110—120.
7. Иванов С. В. Очерк семиотики реформ медицинского образования // Высокие технологии в лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы: материалы научно-практической конференции СЗФО. Сыктывкар, 24 февраля 2012 г. Сыктывкар; СПб., 2012. С. 19—29.
8. Иванов С. В. Экологическое и социальное измерения геронтологии и гериатрии: вклад Сыктывкарского отделения Геронтологического общества РАН. Итоги и перспективы // Высокие технологии в лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы; материалы научно-практической конференции СЗФО, Сыктывкар, 24 февраля 2012 г. / под ред. Иванова С. В. и др. Сыктывкар-СПб, 2012. С. 125—132.
9. Иванов С. В. Фасцинативные приемы как способ активизации познавательной деятельности студентов // Актуальные проблемы совершенствования обучения в вузе: методика, педагогика, психология. Ярославль: ЯГУ им. П. Г. Демидова, 1992. С. 10—11.
10. Капица С. П. Демографическая революция и кризис идеологий // Экология и жизнь. 2011. № 1. С. 3—6.
11. Кнорозов Ю. В. К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканистики. М.: Наука, 1973. С. 324—334.
12. Ковалева М. Д. Женщины в медицине. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.
13. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2010.
14. Магомедов А. М. Логистика сегодня: иной взгляд на основные положения и понятия // Современные проблемы науки и образования. 2014. Вып. 5. С. 1—8.
15. Микиртичан Г. Л. Гуманитарная составляющая высшего медицинского образования. URL: http://www.remedium.ru
16. Моисеев В. И. В поисках «золотой пропорции» // Медицинская газета. 25 марта 2011 г. № 21.
17. Эйнгорн И. В. История женщин-врачей. М.: Унив. тип, 1884. Ч. I.
18. Гиппократ. Сочинения. М.: Биомедгиз, 1936. Кн. 1.
19. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / пер. с англ. В. Г. Трилиса. М.: ИД «София», 2001.
20. Капра Ф. Скрытые связи: пер. с англ. М.: ИД «София», 2004.
21. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект / сост. и вступ. ст. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1996.
22. Матурана У. Р., Варела Ф. Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: ПрогрессТрадиция, 2001.
23. Пирс Ч. С. Что такое знак? // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7). С. 88—95.
24. Соссюр Ф. Труды по языкознанию / пер. с франц. под ред. A. A. Холодовича. М.: Прогресс, 1977.