Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 316.6
Страницы: 104-115
Когнитивно-эмоциональные ресурсы человека в условиях неопределенности

Бызова В. М., Перикова Е. И., Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия).

Аннотация.

В статье представлены результаты эмпирического исследования ресурсов человека в процессе преодоления неопределенных визуальных стимулов. В исследовании приняли участие 223 студента русского и коми этносов. В выборках обнаружено как сходство, так и специфика в восприятии неопределенных визуальных стимулов. Сходство состоит в том, что поленезависимые субъекты в обеих этнических группах более успешны в преодолении неоднозначности визуального пространства. Специфика поленезависимых студентов коми этноса состоит в творческом воображении и активности личности. Представители русского этноса отличаются целостностью восприятия и оригинальностью.


Ключевые слова: ресурсы человека, этнопсихология, психология неопределенности.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизиологические методы. М.: Наука, 1976. 2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации: пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.
3. Гусев А. Н. Психофизика сенсорных задач: системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: Изд-во Моск. ун-та; УМК «Психология», 2004.
4. Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. № 6. С. 27—42.
5. Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990.
6. Кочетков В. В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М.: Наука, 1993.
7. Лустина Е. А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 122—125.
8. Рауш де Траубенберг Н. К. Тест Роршаха: практическое руководство: пер. с франц. М.: Когито-Центр, 2005.
9. Роршах Г. Психодиагностика. М.: Когито-Центр, 2003.
10. Хазова С. А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования: монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012.
11. Чекалина А. И. Когнитивно-стилевые особенности решения сенсорных задач: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
12. Шкуратова И. П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: дис. … канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1983.
13. Шошина И. И. Локальный и глобальный анализ изображений в норме и при шизофрении: автореф. дис. … д-ра биол. наук. СПб., 2015.
14. Witkin, H. A., Moore, C. A., Goodenough, D. R., Cox, P. W. Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications // Review of Educational Research. 1977. Vol. 47. P. 1—64.