Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 82.09+130.121
Страницы: 20-37
Синергия музыкальных форм и литературного жанра в одноактной драматургии А. П. Чехова

Иванова В. Н., Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Самара, Россия)

Аннотация.

В статье анализируются одноактные «шутки в одно действие» А. П. Чехова с точки зрения соединения в них принципов построения малых музыкальных жанров и одноактной пьесы. Многомерный текст А. П. Чехова раскрывает свой потенциал при взгляде на него через понятийный аппарат музыковедения.


Ключевые слова: синергия, драматический сюжет, музыкальная форма, сюита.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Балухатый С. Д. Проблемы драматургического анализа: Чехов. Л.: Academia, 1927. 187 с. URL: http://feb-web. ru/feb/chekhov/critics/bal/bal001-.htm (Дата обращения: 14.04.2016 г.).
2. Беляев Ю. Д. Актеры и пьесы. СПб., 1902.
3. Бердников Г. П. Чехов-драматург. Л.; М.: Искусство, 1981.
4. Варнеке Б. В. История русского театра XVII—XIX века. 3-е. изд. М.; Л.: Искусство, 1939.
5. Всеволодский-Гернгросс В. Н., Дмитриев Ю. А., Блудный Д. Л. В защиту водевиля // Новый мир. 1957. № 5. С. 278.
6. Державин К. Н. Книга о Камерном театре: 1914—1934. Л.: Художественная литература, 1934. 240 с.
7. Дикий А. Д. Забытый жанр // Театр. 1953. № 11. С. 86—96.
8. Должанский Р. Простота хуже сватовства: водевили Чехова в Малом театре // Коммерсант. 19.11.2004. URL: http://www.smotr.ru/2004/2004_ maly_svadba.htm (Дата обращения: 24.04.2014 г.).
9. Друскин М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI—XVIII веков. Л.: Музгиз, 1960.
10. Евреинов H. H. Происхождение оперетты: исторический очерк // Театр и искусство. 1913. № 33. С. 643—646.
11. Жирмунский В. М. К вопросу о «формальном методе» // Вопросы литературы. Л., 1928. С. 168—169.
12. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / отв. ред. А. А. Аникст. М.: Наука, 1979.
13. Калинина Ю. В. Русский водевиль XIX века и одноактная драматургия А. П. Чехова. Ульяновск, 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/ russkii-vodevil-xix-veka-i-odnoaktnaya-dramaturgiya-p-chekhova (Дата обращения: 16.04.2016 г.).
14. Кугель А. Р. Утверждение театра. М.: Театр и искусство, 1923. С. 159—167.
15. Милостной И. В. О жанровом своеобразии водевилей Чехова // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1973.
16. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990.
17. Невердинова В. Н. Одноактные комедии А. П. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тарту, 1974; Невердинова В. Н. Природа и характер конфликта в одноактной комедии А. П. Чехова // Учен. зап. Тартуского университета. Литературоведение. 1966. С. 134—140.
18. Попова Т. В. Сюита. М.: Наука, 1963.
19. Ренанский Д. «Чеховъ. Водевиль» в театре Ленсовета. URL: http:// lensov-theatre.spb.ru/content/view/547/ (Дата обращения: 20.03.2016 г.).
20. Русский водевиль / сост. В. В. Успенский. Л.; М., 1959.
21. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. М.: Лань, 2001.
22. Чехов А. П. Полное собрание сочинений: в 30 т. М.: Наука, 1986. Т. 11.
23. Чехов А. П. Полное собрание сочинений: в 30 т. М.: Наука, 1986. Т. 12.
24. Чехов-GALA / Театральные дневники. URL: http://teatr-live.ru/ event/812/ (Дата обращения: 21.03.2016 г.).