DoI:
УДК:
008
Страницы:
93-113
Кирилло-мефодиевская традиция и её роль в сложении образа Стефана Пермского в «Слове о житии св. Стефана Пермского» Епифания Премудрого
Лимеров П. Ф., Коми научный центр УрО РАН (Сыктывкар, Россия)
Аннотация.
Содержанием «Жития Стефана Пермского» Епифания является культ Стефана Пермского как равноапостольного святого, следовательно, в центре повествования — формирование личности Стефана
соответственно этой концепции. Для обоснования равноапостольности Стефана Епифаний строит повествование на известных параллелях с Житием Кирилла, выполняющего здесь роль агиографического
субстрата. Епифаний приводит биографию Стефана, ориентируясь на
Житие Константина Философа и сохраняя основные «прописи» жития
просветителя славян: как и Константин, Стефан с раннего детства испытывает приверженность к образованности, как и он, получает прозвище Философ, обретает чудесным образом знание чужого языка и грамоты, проповедует Слово Божье на народном языке, участвует в полемиках о вере. В результате история о жизни и деятельности Стефана
Пермского, включая крещение пермян, создание пермской церкви и письменности на пермском языке, репрезентируется как продолжение истории христианизации славянских народов, Руси, шире — истории деяний
апостолов и входит в контекст всеобщей библейской истории. В то
же время сюжет Жития Стефана строится, хотя и с учётом прописей
Жития Кирилла, но в той последовательности событий, которая представлялась Епифанию исторической.
Ключевые слова:
древнерусская литература, религиозность, православие, святость, религиозный подвиг, язычество, агиография, летописи.
pdf-файл
Библиографический список:
1. Епифаний Премудрый. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский / ред. Г. М. Прохоров. СПб., 1995. С. 50—266.
2. Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1904. Т.1. 960 с.
3. Житие Константина // Сказания о начале славянской письменности
/ сост. Б. Н. Флоря. СПб.: Алетейа, 2004. С. 135—179.
4. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские. М.: Изд-во
Московского патриархата, 1994. 483 с.
5. Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1871. 465 с.
6. Лепахин В. В. Икона и иконичность. СПб., 2002. 397 с.
7. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания
Премудрого. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 171с.
8. Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский
язык. СПб., 1889 (1996).
9. Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. СПб., 2009. 238 с.
10. Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства // Пиккио Р. Slavia orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 431—466.
11. Пиккио Р. «Вопрос о языке» и кирилло-мефодиевский славянский
мир // Пиккио Р. Slavia orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 244—331.
12. Пиккио Р. «Поэтика моления» Епифания Премудрого // Пиккио Р.
Slavia orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 657—670.
13. Прохоров Г. М. Равноапостольный Стефан Пермский и его агиограф
Епифаний Премудрый // Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. С. 3—50.
14. Прохоров Г. М. Стефан — епископ Пермский // Словарь книжников
и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2.: Л-Я.
Л.: Наука, 1989.
15. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I.
Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис, 1995. 875с.
16. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
С. 27—240.
17. Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности и современная им эпоха // Сказания о начале славянской письменности / сост. Б. Н. Флоря. СПб.: Алетейа, 2004. С. 5—135.
|