Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 165.62
Страницы: 33-49
Dasein, скука, забота в сфере образования

Волкова С. В., Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия)

Аннотация.

В центре внимания статьи — философия М. Хайдеггера. Отправляясь от идей, высказанных немецким мыслителем в работах «Основные понятия метафизики» и «Бытие и время», автор пытается проследить взаимосвязь выявленных М. Хайдеггером форм скуки и заботы и соответствующих им проявлений в опыте образовательной деятельности. Обращаясь к анализу разновидностей экзистенциалов скуки и заботы, ученый констатирует тесную взаимосвязь рассмотренных феноменов с самостью человека и возможностями развертывания подлинного, аутентичного специфике человеческого бытия характера образования.


Ключевые слова: философия образования, педагогика, ребенок, скука, забота, подлинное, Хайдеггер, Dasein, понимание.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Волкова С. В. Смысл в мире образования. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012.
2. Волкова С. В. М. Хайдеггер: аналитика человеческого бытия в контексте образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 3. С. 27—32.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель, 2009.
4. Горшкова В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комс.- на-Амуре гос. пед. ин-та, 1997.
5. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
6. Кант И. Критика чистого разума: соч.: в 9 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964.
7. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб: Детство-Пресс, 2001.
8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
9. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики: Мир — Конечность — Одиночество. СПб.: Владимир Даль, 2013.
11. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 345—361.
12. Хайдеггер М. Что зовется мышлением. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.
13. Belton T. Television and imagination: the influence of the media on children’s storymaking // Media, Culture and Society, 2001, 23(6), pp. 799—820.
14. Belton T., Priyadharshini E. Boredom and Schooling: A Cross-Disciplinary Exploration // Cambridge Journal of Education, 2007, Vol. 37, №. 4, pp. 579—595.
15. Breidenstein G. The meaning of boredom in school lessons. Participant observation in the seventh and eighth form // Ethnography and Education, 2007, Vol. 2, № 1, P. 93—108.
16. Doherty P. Developing collaborative research methodology: mapping the context of student learning by developing school-based research hypotheses // Pedagogy, Culture and Society, 2002, 10(2), P. 223—238.
17. Gary K. H. Boredom, Contemplation and Liberation // Philosophy of Education, 2013, P. 427—435.
18. Joensuu K. Care for the other's selfhood: a view on child care and education through Heidegger's analytic of Dasein // Early Child Development and Care, 2012, Vol. 182, № 3—4, March-April, P. 417—434.
19. Mansikka J.-E. Can Boredom Educate Us? Tracing a Mood in Heidegger’s Fundamental Ontology from an Educational Point of View // Studies in Philosophy and Education, 2009, May, Vol. 28, Issue 3, P. 255—268.
20. Policy Statements web — Summerhill General Policy Statement. URL: http://www.summerhillschool.co.uk/policy-intro.php (дата обращения 27.02.2017).
21. Schubert D. Creativity and coping with boredom // Psychiatric Annals, 1978, 8(3). P. 120—125.