Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 008
Страницы: 72-87
«Тема войны» в культуре детства и возможности ее визуального конфигурирования

Измайлова Э. В., Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Россия, Санкт-Петербург)

Аннотация.

В статье рассматривается проблематика «темы войны» в культуре детства, включая ее истоки, многообразные вариации и роль в формировании культуры детей. Анализируется укорененность данной темы в сознании человека на уровне картины мира. Рассматриваются варианты проявления и механизмы воздействия темы войны на культуру детства. Особый акцент делается на силу и эффективность средств визуальной среды в организации социокультурного пространства, окружающего ребенка. В этом аспекте анализируются возможности визуальных средств воздействия на культуру детства с целью коррекции темы войны.


Ключевые слова: тема войны, культура детства, визуальная культура, визуальное конфигурирование.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Берлингем Д., Фрейд А. Война и дети / пер. Е. Уманской // Развитие личности. 2004. № 3. С. 184—208.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 512 с.
3. Выступление Президента России В. В. Путина на военном параде в ознаменование 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/54467 (дата обращения: 04.06.2017).
4. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М.: АСТ, 2002. 392 с.
5. Кириллов Э. П. Культурологические измерения картины мира // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 48—58.
6. Леонов И. В. «Миры» макроистории: идеи, паттерны, гештальты. СПб.: Астерион, 2013. 210 с.
7. Леонов И. В. Феномен «Θέματα» в построении макроисторической компоненты картины мира // European Social Science Journal. 2014 (май). № 5 (44). Т. 2. С. 14—22.
8. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 507 с.
9. Першиц А. И., Семенов Ю. И., Шнирельман В. А. Война и мир в ранней истории человечества. Т. 1. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. 176 с.
10. Сопова М. Н. Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2017. 180 с.
11. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. М.: ИФРАН, 1996. 176 с.
12. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек Играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указатель Д. Э. Харитонович. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 416 с.
13. ХолтонДж. Тематический анализ науки / пер. с англ. А.Л. Великович, В. С. Кирсанова, А. Е. Левина; общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского. М.: Прогресс, 1981. 384 с.
14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
15. Юнг К. Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: сб. М.: Олимп; ACT, 1997. 400 с.
16. Opler M. E. Themes as Dynamic Forces in Culture // American Journal of Sociology. 1945. Vol. 51. № 3. P. 198—206.