Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 008
Страницы: 20-31
Новые форматы мифологизации в цифровом пространстве

Лисенкова А. А., Пермский государственный институт культуры (Россия, Пермь); Тульчинский Г. Л., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» —Санкт-Петербург (Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация.

В статье представлена точка зрения автора на процесс мифологизации общества в связи с развитием цифровых технологий и новых медиа. Представлены различные подходы к проблеме конструирования мифов в современном информационно-коммуникационном пространстве. Анализ конструктивных и деструктивных механизмов создания и трансляции мифов в обществе подчеркивает их значимость и высокий мобилизационный потенциал в условиях новой постоянно трансформирующейся среды. Процессы смены способов коммуникации породили смену культурной парадигмы и стимулировали процессы повсеместной мифологизации и визуализации желаемого. Основной тенденцией последних лет, проникающей во все сферы жизни общества, стала философия повсеместного брендинга, наполняя повседневность новыми ценностными установками и нарративами, изменяя процессы идентификации и репрезентации. Данные тенденции в связи с распространением цифровых форматов находятся только в начале длинного пути изменения способов и форм коммуникации, идентификации и мифологизации, поэтому чрезвычайно значимым видится выявление особенностей конструирования нового мифологического поля в цифровом пространстве.


Ключевые слова: мифологизация, цифровое пространство, Интернет, автонарратив, брендинг, виртуальность, новые медиа.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 320 с.
2. Дондурей Д. Российская смысловая матрица. URL: https://www. vedomosti.ru/opinion/articles/2016/06/01/643174-rossiiskaya-smislovayamatritsa (дата обращения: 12.10.2017).
3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием — 2. М.: Эксмо: Алгоритм, 2009. 528 с.
4. Кассирер Э. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
5. Лисенкова А. А. Виртуализация городских культурных практик // Культура и образование. 2016. № 3 (22). С. 31—36.
6. Маклюэн М. Понимание медиа. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
7. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. 698 с.
8. Савчук В. В. Антология медиафилософии. СПб., 2013. 339 с.
9. Тульчинский Г. Л. Культура в шопе // Нева. 2007. № 2. С. 128—149.
10. Тульчинский Г. Л. Личность как проект и бренд // Наука телевидение. Вып. 8. М., 2011. С. 250—265.
11. Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. СПб.: филологический факультет СПбГУ; факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. 280 с.
12. Черных А. И. Медиа и ритуалы. М.; СПб., 2013. 236 с.
13. Слово — победитель года по мнению редакции Оксфордского словаря. URL: https://en.oxforddictionaries.com/word-of-the-year/word-of-theyear—2016 (дата обращения: 18.10.2017).