Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-1-186-197
УДК: 378.147
Егорова Е. Л., Сибиркина Е. Н., СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Egorova E. L., Sibirkina E. N., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

Модульно-компетентностный подход в проектировании основной профессиональной программы высшего образования на основе этнокультурного содержания (на примере основной профессиональной образовательной программы высшего образования 44.03.02 Психолого-педагогическое образование)
Module-Competency Building Approach in Design of the Main Professional Higher Education Program on Ethnocultural Content (as Exemplified by the Main Professional Program of Higher Education 44.03.02 Psychologycal and Pedagogical Education)

Аннотация.

В статье описывается разработанный модуль профильной подготовки «Педагогическая деятельность по этнокультурному образованию детей дошкольного возраста» по основной профессиональной образовательной программе высшего образования. Особенностью предлагаемого модуля являлось рассмотрение его содержания как этнопедагогического компонента в рамках историко-культурных традиций народа коми. Представленные в статье материалы позволяют использовать разработанное содержание модуля с целью формирования этнокультурной компетентности обучающихся как основы эффективного этнокультурного образования детей дошкольного возраста.


Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа высшего образования, этническая культура, этнокультурное образование, этнокультурная компетентность.


Abstract.

The article describes the developed module of the profile training “Pedagogical activity in the ethnocultural education of preschool children” of the main professional educational program of higher education. The peculiarity of the proposed module was the consideration of its content as the ethno-pedagogical component within the framework of the historical and cultural traditions of the Komi people. The materials presented in the article make it possible to use the developed content of the module in order to form the ethnocultural competence of students as the basis for effective ethnocultural education for children of preschool age.


Keywords:

the main professional educational program of higher education, ethnic culture, ethnocultural education, ethnocultural competence.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.
2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018)
3. Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016–2020 гг. URL: http://dsov8usinsc.ucoz.ru/images/koncepcija_ razvitija_ehtnokulturnogo_obrazovanija.pdf)
4. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста : монография 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2015.
5. Афанасьева А. Б. Воспитание этнотолерантности подростка в семье : словарь / под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.: Нестор, 2005. 316 с. (Серия: В помощь классному руководителю).
6. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности. URL: http://www.narodru.ru/smi2490.html.
7. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2009. № 3. С. 189–194.
8. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста : автореф. дис. … док. пед. наук. Челябинск, 2009. 46 с.
9. Волков Г. Н. Традиционная культура воспитания в подготовке учителя // Пути совершенствования подготовки педагогических кадров : матер. респ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 1990. С. 20–23.
10. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практика-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.
11. Кузьмина Н. В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования // Изв. Рос. Акад. образования. 2000. № 1. С. 19–29.
12. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.


References:
1. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional’nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Presidential Decree of May 7, 2018 No. 204 “On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”]. (accessed 23.06.2019)
2. Federal’nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 27.06.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (as amended on 27.06.2018) “On education in the Russian Federation”].
3. Koncepciya razvitiya etnokul'turnogo obrazovaniya v Respublike Komi na 2016–2020 gg. [The concept of development of ethnocultural education in the Komi Republic for 2016–2020]. Available at: http://dsov8usinsc.ucoz. ru/images/koncepcija_razvitija_ehtnokulturnogo_obrazovanija.pdf (accessed 23.06.2019)
4. Babunova E. S. Pedagogicheskaya strategiya stanovleniya etnokul’turnoj obrazovannosti detej doshkol’nogo vozrasta [Pedagogical strategy of the formation of ethno-cultural education of preschool children]. Moscow, Flinta, 2015, 373 p. (In Russ.)
5. Afanas’eva A. B. Vospitanie etnotolerantnosti podrostka v sem’e [Ethnocultural education: essence, structure of content, problems of improvement]: Slovar’ / pod obshch. red. A. G. Kozlovoj / Seriya: V pomoshch’ klassnomu rukovoditelyu. Saint-Petersburg, Nestor, 2005, 316 p. (In Russ.)
6. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokul’turnoj kompetentnosti [Formation of ethnocultural competence]. Available at: http://www.narodru.ru/smi2490. html. (accessed 23.06.2019)
7. Afanas’eva A. B. Etnokul’turnoe obrazovanie: sushchnost’, struktura soderzhaniya, problemy sovershenstvovaniya [Educating teenager’s ethnotolerance in the family]. Problemy pedagogiki i psihologii, 2009, № 3, pp. 189–194. (In Russ.)
8. Babunova E. S. Pedagogicheskaya strategiya stanovleniya etnokul’turnoj obrazovannosti detej doshkol’nogo vozrasta: Avtoref. cand. diss. [Pedagogical strategy of the formation of ethnocultural education of preschool children]. Chelyabinsk, 2009, 46 p. (In Russ.)
9. Volkov G. N. Tradicionnaya kul’tura vospitaniya v podgotovke uchitelya [Traditional culture of education in the teacher’s training]. Puti sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskih kadrov: mater, resp. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 1990, pp. 20–23. (In Russ.)
10. Gershunskij B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (V poiskah praktika-orientirovannyh obrazovatel’nyh koncepcij) [Philosophy of education for the XXI century (In search of practice-oriented educational concepts)]. Moscow, Sovershenstvo, 1998, 608 p. (In Russ.)
11. Kuz’mina N. V. Akmeologicheskij podhod k povysheniyu kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya [Acmeological approach to improving the quality of training of education specialists]. Izv. Ros. Akad. obrazovaniya, 2000, № 1, pp. 19–29. (In Russ.)
12. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost’. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih system [Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems]. Moscow, 1999, 272 p. (In Russ.)