Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-1-144-158
УДК: 7.011.3
Страницы: 144-158
«Имя им легион»: идеологема противостояния социума и дочеловеческих форм жизни в американских фильмах ужасов

Маленко С. А., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород, Россия)

Аннотация.

В статье анализируются идеологические стратегии визуализации ключевого для современной цивилизации конфликта между человеком и природой на примере традиции американских фильмов ужасов. Регулярная эксплуатация Голливудом архетипических, териоморфных символов актуализирует смыслы архаических мифологий. Появление персонажей низших мифологий указывает на насущную потребность в адаптации современной цивилизации к общекультурной и коллективной символике. Это позволяет эффективно управлять ментальным ядром этнических культур, имитируя необходимый уровень динамизма.


Ключевые слова: визуализация, архетип, териоморфные символы, мифология, сакральные смыслы, постколониальная идеология, природа, американский фильм ужасов, массовая культура
pdf-файл

Библиографический список:
1. Бауман З., Донскис Л. Моральная слепота. Утрата чувствительности в эпоху текучей современности. СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2019. 368 с. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/17363-boyus-sledovatelno-sushchestvuyu-pochemu-my-ni-v-chem-ne-uvereny-i-kak-strakh-stal-politicheskim-tovarom (дата обращения: 10.11.2019).
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. 1376 с. URL: https://old.bibleonline.ru/bible/rus/02/10/ (дата обращения: 10.11.2019).
3. Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997. 528 с.
4. Маленко С. А. От «Final Girl» к единственной Великой Матери: Голливудский хоррор и стратегии постгуманизма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 87–96.
5. Бринтон Д. Г. Нагуализм. Исследование фольклора и истории американских индейцев / пер. с англ. Г. Х. Евтушенко; вступ. ст. А. Ксендзюка, О. Ксендзюк. М.: Постум, 2008. 151 с. URL: https://e-libra.ru/read/233252-nagualizm.html (дата обращения: 01.11.2019)
6. Riesman D. The Lonely Crowd. New York: Yale University, 1961. 440 p.
7. Некита А. Г. Нутро и Поверхность: к феноменологии телесности в американском фильме ужасов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 96–105.
8. Ремарк Э. М. Черный обелиск. М.: АСТ, 2014. 416 с.
9. Галина М. Фантастика глазами биолога. Липецк: Крот, 2008. 38 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=262547&p=1 (дата обращения: 10.11.2019)
10. Конвенция о биологическом разнообразии // ООН. Официальный сайт URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv. shtml (дата обращения: 20.11.2019)
11. Ионов А. Ю. Жанровые особенности американского фильма ужасов 1990–2000-х гг.: дисс. … канд. искусствоведения. М., 2017. 205 c.
12. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. 216 с.