Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-1-63-73
УДК: 32.019.51
Иванищева О. Н., Мурманский арктический государственный университет (Мурманск, Россия)
Ivanishcheva O. N., Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia)

Фейки как разновидность социальной информации
Fakes as a Kind of Social Information

Аннотация.

В статье представлена специфика фейковой информации с точки зрения социально-психологического подхода. Показано, что, несмотря на мнение, что в понятие социальной информации не входит информация, которая направлена на дестабилизацию социального организма, фейковая информация относится к категории социальной информации, так как это сообщения, которые переданы любым понятным человеку кодом и содержат в себе сведения о процессах функционирования человека. Фейки имеют психологические основания, а структура общения журналиста с аудиторией в таком случае меняется коренным образом: в ситуации фейкового «общения» эта связь строится не на управляющей, а на подчинительной роли журналиста.


Ключевые слова: фейки, социальная информация, социально-психологический подход.


Abstract.

The article presents the specifics of fake information from the point of view of the socio-psychological approach. It is shown that, despite the opinion that the concept of social information does not include information that is aimed at destabilizing a social organism, fake information belongs to the category of social information, as it is messages that are transmitted by any code that is understandable to a person and contain information about processes of human functioning. Fakes have psychological grounds, and the structure of the journalist’s communication with audience in this case changes radically: in a fake “communication” situation, this relationship is built not on a managerial role, but on a subordinate role of a journalist.


Keywords:

fakes, social information, socio-psychological approach


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Уэйкфилд Д. Простой плагин для браузеров выявляет фальшивые новости. URL: https://www.bbc.com/russian/features-38190026 (дата обращения: 13.10.2019).
2. Самошкин Е. А. Институт борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 6. С. 176–190.
3. Facebook рассказал, как будет бороться с фейковыми новостями. URL: https://expert.ru/2016/12/15/facebook-rasskazala/ (дата обращения: 13.10.2019).
4. Варганов В. В. Социальная информация: сущность и функция // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 93. С. 52–61.
5. Chatϐield T. Why we believe fake news. URL: http://www.bbc. com/future/story/20190905-how-our-brains-get-overloaded-by-the-21stcentury?ocid=ww.social.link.email (дата обращения: 15.09.2019).
6. Головкин Р. Б., Сорокина О. Е. Свобода и информация о частной жизни // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. № 1. С. 287–290.
7. Сайфулина Э. Р. Сплетня, ссора, лесть и др. как негативно оцениваемые речевые жанры (на примере пословиц о речевом поведении) // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 4. С. 986–989.
8. Халгаева Д. Д. «Светская хроника» как жанр женских электронных журналов : автореф. дисс. … канд. филол. наук. Волгоград, 2015. 26 с.
9. Головацкая О. Е. Значение и происхождение термина «Fake news» // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2. С. 139–152.
10. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: природа происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 11 (407). Филологические науки. Вып. 109. С. 48–53.
11. Жолудь Р. В. Фейковые новости в эпоху постправды: функциональные аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 3. С. 101–104.
12. Красовская Н. Р., Гуляев А. А., Юлина Г. Н. Фейковые новости как феномен современности // Власть. 2019. № 4. С. 79–82.
13. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты : материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета, 2017. С. 93–112.
14. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 112–123.
15. Ortiz D. A. Could this be the cure for fake news. URL: http://www.bbc. com/future/story/20181114-could-this-game-be-a-vaccine-against-fake-news (дата обращения: 13.09.2019).
16. Иванов В. Ф. Социальная информация и ее свойства // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 4. С. 96–107.
17. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.


References:
1. Uejkfild D. Prostoj plagin dlya brauzerov vyyavlyaet fal’shivye novosti [Simple Browser Plugin Detects Fake News]. (In Russ.) Available at: https://www. bbc.com/russian/features-38190026 (accessed 13.10.2019).
2. Samoshkin E. A. Institut bor’by s dezinformaciej i misinformaciej v SMI [Institute for the fight against desinformation and misinformation in the media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika, 2017, no. 6, pp. 176-190. (In Russ.)
3. Facebook rasskazal, kak budet borot’sya s fejkovymi novostyami [Facebook told how to deal with fake news]. (In Russ.) Available at: https://expert. ru/2016/12/15/facebook-rasskazala/ (accessed 13.10.2019).
4. Varganov V. V. Social’naya informaciya: sushchnost’ i funkciya [Social Information: Essence and Function]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 2009, no. 93, pp. 52–61. (In Russ.)
5. Chatfield T. Why we believe fake news. (In Eng.) Available at: http://www. bbc.com/future/story/20190905-how-our-brains-get-overloaded-by-the-21stcentury?ocid=ww.social.link.email (accessed 15.09.2019).
6. Golovkin R. B., Sorokina O. E. Svoboda i informaciya o chastnoj zhizni [Freedom and privacy information]. Probely v rossijskom zakonodatel’stve. YUridicheskij zhurnal, 2012, no. 1, pp. 287–290. (In Russ.)
7. Sajfulina E.R. Spletnya, ssora, lest’ i dr. kak negativno ocenivaemye rechevye zhanry (na primere poslovic o rechevom povedenii) [Gossip, quarrel, flattery, etc. as negatively evaluated speech genres (for example, proverbs about speech behavior)]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2008, vol. 13, no. 4, pp. 986–989. (In Russ.)
8. Halgaeva D. D. «Svetskaya hronika» kak zhanr zhenskih elektronnyh zhurnalov. Avtoref. cand. diss. [Secular Chronicle as a Genre of Women’s Electronic Magazines. Abstr. cand. diss.]. Volgograd, 2015, 26 p. (In Russ.)
9. Golovackaya O. E. Znachenie i proiskhozhdenie termina «Fake news» [Meaning and origin of the term “Fake news”]. Kommunikologiya, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 139–152. (In Russ.)
10. Raspopova S. S., Bogdan E. N. Fejkovye novosti: priroda proiskhozhdeniya [Fake News: Nature of Origin]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Filologicheskie nauki, 2017, no. 11 (407), iss. 109, pp. 48–53. (In Russ.)
11. Zholud’ R.V. Fejkovye novosti v epohu postpravdy: funkcional’nye aspekty [Fake news in the post-truth era: functional aspects]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 2019, no. 3, pp. 101–104. (In Russ.)
12. Krasovskaya N. R., Gulyaev A. A., Yulina G. N. Fejkovye novosti kak fenomen sovremennosti [Fake news as a modern phenomenon]. Vlast’, 2019, no. 4, pp. 79–82. (In Russ.)
13. Suhodolov A. P. Fenomen «fejkovyh novostej» v sovremennom mediaprostranstve [The phenomenon of “fake news” in the modern media space]. Evroaziatskoe sotrudnichestvo: gumanitarnye aspekty: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk: Izd-vo Bajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, pp. 93–112. (In Russ.)
14. Issers O. S. Mediafejki: mezhdu pravdoj i mistifikaciej [Media Fakes: between the truth and the hoax]. Kommunikativnye issledovaniya, 2014, no. 2, pp. 112–123. (In Russ.)
15. Ortiz D. A. Could this be the cure for fake news. (In Eng.) Available at: http://www.bbc.com/future/story/20181114-could-this-game-be-a-vaccineagainst-fake-news (accessed 13.09.2019).
16. Ivanov V. F. Social’naya informaciya i ee svojstva [Social information and its properties]. Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Filologicheskie nauki, 2008, no. 4, pp. 96–107. (In Russ.)
17. Lippman U. Obshchestvennoe mnenie [Public opinion]. Moscow, Institut Fonda «Obshchestvennoe mnenie», 2004, 384 p. (In Russ.)