Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-1-63-73
УДК: 32.019.51
Страницы: 63-73
Фейки как разновидность социальной информации

Иванищева О. Н., Мурманский арктический государственный университет (Мурманск, Россия)

Аннотация.

В статье представлена специфика фейковой информации с точки зрения социально-психологического подхода. Показано, что, несмотря на мнение, что в понятие социальной информации не входит информация, которая направлена на дестабилизацию социального организма, фейковая информация относится к категории социальной информации, так как это сообщения, которые переданы любым понятным человеку кодом и содержат в себе сведения о процессах функционирования человека. Фейки имеют психологические основания, а структура общения журналиста с аудиторией в таком случае меняется коренным образом: в ситуации фейкового «общения» эта связь строится не на управляющей, а на подчинительной роли журналиста.


Ключевые слова: фейки, социальная информация, социально-психологический подход.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Уэйкфилд Д. Простой плагин для браузеров выявляет фальшивые новости. URL: https://www.bbc.com/russian/features-38190026 (дата обращения: 13.10.2019).
2. Самошкин Е. А. Институт борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 6. С. 176–190.
3. Facebook рассказал, как будет бороться с фейковыми новостями. URL: https://expert.ru/2016/12/15/facebook-rasskazala/ (дата обращения: 13.10.2019).
4. Варганов В. В. Социальная информация: сущность и функция // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 93. С. 52–61.
5. Chatϐield T. Why we believe fake news. URL: http://www.bbc. com/future/story/20190905-how-our-brains-get-overloaded-by-the-21stcentury?ocid=ww.social.link.email (дата обращения: 15.09.2019).
6. Головкин Р. Б., Сорокина О. Е. Свобода и информация о частной жизни // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. № 1. С. 287–290.
7. Сайфулина Э. Р. Сплетня, ссора, лесть и др. как негативно оцениваемые речевые жанры (на примере пословиц о речевом поведении) // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 4. С. 986–989.
8. Халгаева Д. Д. «Светская хроника» как жанр женских электронных журналов : автореф. дисс. … канд. филол. наук. Волгоград, 2015. 26 с.
9. Головацкая О. Е. Значение и происхождение термина «Fake news» // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2. С. 139–152.
10. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: природа происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 11 (407). Филологические науки. Вып. 109. С. 48–53.
11. Жолудь Р. В. Фейковые новости в эпоху постправды: функциональные аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 3. С. 101–104.
12. Красовская Н. Р., Гуляев А. А., Юлина Г. Н. Фейковые новости как феномен современности // Власть. 2019. № 4. С. 79–82.
13. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты : материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета, 2017. С. 93–112.
14. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 112–123.
15. Ortiz D. A. Could this be the cure for fake news. URL: http://www.bbc. com/future/story/20181114-could-this-game-be-a-vaccine-against-fake-news (дата обращения: 13.09.2019).
16. Иванов В. Ф. Социальная информация и ее свойства // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 4. С. 96–107.
17. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.