Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-1-33-49
УДК: 008
Гаузер И. В., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия)
Gauzer I. V., Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia)

Паломничество в «страну святых чудес» как актуальный мотив русской культуры (испанская тема в романе Ю. М. Малецкого «Улыбнись навсегда»)
Pilgrimage to the “Country of Sacred Miracles” as a Topical Motiv of Russian Culture (Spanish Topic in the Novel of Yu. I. Maletsky “Smile forever”)

Аннотация.

В статье анализируется проблематика культурной преемственности в аспекте секуляризованного паломничества к культурным артефактам в романе финалиста премии «Русский Букер» Ю. И. Малецкого «Улыбнись навсегда». Прослеживается традиция представления паломничества в Европу как феномен отечественной культуры. Бытовой и эссеистико-искусствоведческий планы повествования у автора носят вспомогательный характер по отношению к экзистенциально-мифологической сфере, в рамках которой встреча с полотнами Веласкеса предстает как вариант иерофании.


Ключевые слова: русская культура, культурная традиция, испанская живопись, паломничество, иерофания, мифопоэтический хронотоп, «свое» и «чужое» пространство.


Abstract.

The article deals with the problems of cultural continuity, primarily in the aspect of secularized pilgrimage to cultural artifacts in the novel by “Russian Booker” award finalist Yu. I. Maletsky “Smile forever”. The tradition of representing pilgrimages to Europe is traced as a phenomenon of national culture. Maletsky’s everyday and essay-art history narrative plans are auxiliary in relation to the existentialmythological sphere, in which the meeting with Velazquez’s canvases appears as a variant of hierophany.


Keywords:

Russian culture, cultural tradition, Spanish painting, pilgrimage, hierophany, mythopoetic chronotope, “own” and “alien” space.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Лотман Ю. М. Понятие границы // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. С. 187–205.
2. Бурдин И. В., Бочкарева Н. С. Русско-испанские параллели стихотворения Андрея Вознесенского «Гойя» // Мировая литература в контексте культуры. 2012. № 1(7). С. 238–244.
3. Черкасова Е. Г. Образ Испании в России: прошлое и настоящее // Иберо-американские тетради. 2016. № 1(11). C. 108–115.
4. Юрчик Е. Э. Образ Испании в России XVIII в. // Испания и Россия: дипломатия и диалог культур. Три столетия отношений. Espana y Rusia: diplomacia y dialogo de culturas. Tres siglos de relaciones. М.: Индрик, 2018. С. 131–139.
5. Шамарина А. А. Три «Дон-Кихота» Павла Антокольского // Вопросы иберо-романистики. 2017. № 16. С. 39–50.
6. Ермолин Е. А. Чудеса бывают // Новый мир. 2018. № 1. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_1/Content/Publication6_6818/ Default.aspx (дата обращения: 09.06.2019).
7. Холкин В. И. Откровение на вольные темы: Юрий Малецкий // Вопросы литературы. 2018. № 4. С. 60–72.
8. Доброзракова Г. А. Основные мотивы автопсихологического романа Ю. Малецкого «Улыбнись навсегда» // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. С. 163–167.
9. Федотов Г. П. Письма о русской культуре: 1. Русский человек // Русские записки. 1938. № 3. С. 239–260.
10. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
11. Лотман Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю.М. Избранные статьи : в 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 407–412.
12. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 338–380.
13. Гуминский В. М. Путь на Запад: русская литература путешествий в послепетровскую эпоху // Новая книга России. 2016. № 3–6. URL: http://www.voskres.ru/literature/library/guminskiy1.htm (дата обращения: 16.06.2019).
14. Кантор В. К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 704 с.
15. Успенский Г. И. Выпрямила // Успенский Г.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Т. 10. Кн. 1. С. 246–272.
16. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
17. Малецкий Ю. И. Улыбнись навсегда: роман и повести. СПб.: Алетейя, 2017. 318 с.
18. Тиме Г. Изгнание как путешествие: русский взгляд Другого (1920-е годы) // Беглые взгляды: Новое прочтение русских травелогов первой трети ХХ века : сборник статей / пер. с нем. Г. А. Тиме. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 235–246.
19. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
20. Школьская А. О. Особенности художественного пространства в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» // Альманах современной науки и образования. 2015. № 12 (102). С. 152–155.
21. Ерофеев В. В. Москва-Петушки // Ерофеев В. В. Собрание сочинений : в 2 т. М.: Вагриус, 2001. Т. 1. С. 19–166.
22. Комлева Г. А. Пространственная композиция фольклорной сказки // Проблемы исторической поэтики. 1992. Вып. 2. С. 67–73. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2360 (дата обращения: 10.06.2019).
23. Шакиров С. М. О смысловой парадигме мотива дороги в русской лирике XIX–XX веков // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. № 1(2). С. 22–59.
24. Потебня А. А. О некоторых символах славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. О доле и сродных с нею существах. Харьков: Изд-во М. В. Потебни, 1914. 243 с.
25. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 416 с.
26. Булгаков С. Н. Искусство и теургия. Фрагмент // Русская мысль. 1916. Год тридцать седьмой. Кн. XII. С. 1–24.
27. Флоренский П. А. Сочинения : в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. 898 с.
28. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997. 351 с.
29. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 406 с.
30. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 376 с.
31. Аграновская М. А. Диего Веласкес. «Менины» // Партнер. 2007. № 2 (113). URL: https://www.maranat.de/agr_02_04.html (accessed: 14.06.2019).
32. Нагорная Н. А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм : автореф. дисс. … докт. филол. наук. М., 2004. URL: http://
cheloveknauka.com/oneyrosfera-v-russkoy-proze-xx-veka-modernizm-postmodernizm (accessed 19.06.2019).
33. Ермолин Е. А. Проза духовного опыта как актуальный творческий эксперимент: трилогия Юрия Малецкого // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 3. С. 108–113.


References:
1. Lotman Yu. M. Ponyatie granicy [Concept of boundary]. Lotman Yu. M. Vnutri myslyashchih mirov [Inside thinking worlds]. St. Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus Publ., 2014, pp. 187–205. (In Russ.)
2. Burdin I. V., Bochkareva N. S. Russko-ispanskie paralleli stihotvoreniya Andreya Voznesenskogo «Gojya» [Russian-Spanish parallels of Andrei Voznesensky’s poem “Goya”. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury, 2012, no. 1(7), pp. 238–244. (In Russ.)
3. Cherkasova E. G. Obraz Ispanii v Rossii: proshloe i nastoyashchee [Image of Spain in Russia: past and present]. Iberoamerikanskie tetradi, 2016, no. 1 (11), pp. 108–115. (In Russ.)
4. Yurchik E. E. Obraz Ispanii v Rossii XVIII v. [Image of Spain in Russia of XVIII century]. Ispaniya i Rossiya: diplomatiya i dialog kul’tur. Tri stoletiya otnoshenij. Espana y Rusia: diplomacia y dialogo de culturas. Tres siglos de relaciones [Spain and Russia: diplomacy and dialog of cultures. Three centuries of relationships]. Moscow, Indrik Publ., 2018, pp. 131–139. (In Russ.)
5. Shamarina A. A. Tri «Don-Kihota» Pavla Antokol’skogo [Three «Don Quixotes» by Paul Antokolsky]. Voprosy ibero-romanistiki, 2017, no. 16, pp. 39– 50. (In Russ.)
6. Ermolin E. A. Chudesa byvayut [Miracles happen]. Novyj mir, 2018, no. 1. Available at: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_1/Content/Publication6_6818/Default.aspx (accessed 09.06.2019). (In Russ.)
7. Holkin V. I. Otkrovenie na vol’nye temy: Yurij Maleckij [Revelation on free themes: Yuri Maletsky]. Voprosy literatury, 2018, no. 4, pp. 60–72. (In Russ.)
8. Dobrozrakova G. A. Osnovnye motivy avtopsihologicheskogo romana Yu. Maleckogo «Ulybnis’ navsegda» [The main motives of the autopsychological novel by Yu. Maletsky «smile forever»]. Hudozhestvennyy tekst: problemy chteniya i ponimaniya v sovremennom obshchestve [Literary text: problems of reading and understanding in the modern society]. Sterlitamak, Sterlitamakskiy ϐilal BashGU Publ., 2018, pp. 163–167. (In Russ.)
9. Fedotov G. P. Pis’ma o russkoj kul’ture: 1. Russkij chelovek [Letters about Russian culture: 1. Russian human]. Russkie zapiski, 1938, no. 3, pp. 239–260. (In Russ.)
10. Stepanov Yu. S. Konstanty: Slovar’ russkoj kul’tury [Constants: Dictionary of Russian culture]. Moscow, Akademicheskij Proekt Publ., 2004, 992 p. (In Russ.)
11. Lotman Yu. M. O ponyatii geograϐicheskogo prostranstva v russkih srednevekovyh tekstah [On the concept of geographical space in Russian medieval texts]. Lotman Yu. M. Selected articles. In 3 vol. Of vol. 1: Articles on semiotics and typology of culture. Tallinn, Aleksandra Publ., 1992, pp. 407–412. (In Russ.)
12. Lotman Yu. M., Uspenskij B. A. Rol’ dual’nyh modelej v dinamike russkoj kul’tury (do konca XVIII veka) [The role of dual models in the dynamics of Russian culture (until the end of the XVIII century)]. Uspenskij B. A. Izbrannye trudy. T. 1. Semiotika istorii. Semiotika kul’tury [Selected works. Of vol.1. Semiotics of history. Semiotics of culture]. Moscow, Shkola «Yazyki russkoj kul’tury», 1996, pp. 338–380. (In Russ.)
13. Guminskij V. M. Put’ na Zapad: russkaya literatura puteshestvij v poslepetrovskuyu epohu [The way to the West: Russian travel literature in the postPetr era]. Novaya kniga Rossii, 2016, no. 3–6. URL: http://www.voskres.ru/literature/library/guminskiy1.htm (accessed 16.06.2019). (In Russ.)
14. Kantor V. K. Russkij evropeec kak yavlenie kul’tury (filosofsko-istoricheskij analiz) [Russian European as a cultural phenomenon (philosophical and historical analysis)]. Moscow, Rossijskaya politicheskaya enciklopediya (ROSSPEN) Publ., 2001, 704 p. (In Russ.)
15. Uspenskij G. I. Vypryamila [She straightened]. Uspenskij G.I. Complete works. Of vol.10. Book 1. Moscow, Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1953, pp. 246– 272. (In Russ.)
16. Propp V. Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki [Historical origins of the fairy tale]. Moscow, Labirint, 2000. 336 p. (In Russ.)
17. Maleckij Yu. I. Ulybnis’ navsegda: roman i povesti [Smile forever: a novel and stories]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2017, 318 p. (In Russ.)
18. Time G. Izgnanie kak puteshestvie: russkij vzglyad Drugogo (1920-e gody) [Exile as a journey: the Russian view of the Other (1920s)]. Beglye vzglyady: Novoe prochtenie russkih travelogov pervoj treti XX veka: Sbornik statej [Fleet glances: New understanding of Russian travelogues of the early XX century: collected papers]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2010, pp. 235–246. (In Russ.)
19. Eliade M. Svyashchennoe i mirskoe [The sacred and the secular]. Moscow, MGU Publ., 1994, 144 p. (In Russ.)
20. Shkol’skaya A. O. Osobennosti hudozhestvennogo prostranstva v poeme Ven. Erofeeva «Moskva-Petushki» [Features of the artistic space in the poem of the Ven. Erofeev «Moscow-Petushki»]. Al’manah sovremennoj nauki i obrazovaniya, 2015, no. 12(102), pp. 152–155. (In Russ.)
21. Erofeev V. V. Moskva-Petushki [Moscow-Petushki]. Erofeev V. V. Collected works. In 2 vol. of vol. 1. Moscow, Vagrius, 2001, pp. 19–166. (In Russ.)
22. Komleva G. A. Prostranstvennaya kompoziciya fol’klornoj skazki [Spatial composition of folk tale]. Problemy istoricheskoj poetiki, 1992, iss. 2, pp. 67–73. Available at: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2360 (accessed 10.06.2019). (In Russ.)
23. Shakirov S. M. O smyslovoj paradigme motiva dorogi v russkoj lirike XIXXX vekov [On the semantic paradigm of the motif of the road in Russian poetry of XIX-XX centuries]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2001, no. 1(2), pp. 22–59. (In Russ.)
24. Potebnya A. A. O nekotoryh simvolah slavyanskoj narodnoj poezii. O svyazi nekotoryh predstavlenij v yazyke. O kupal’skih ognyah i srodnyh s nimi predstavleniyah. O dole i srodnyh s neyu sushchestvah [On some symbols in Slavic folk poetry. On the connection of certain representations in the language. About Kupalo lights and views stuck with them. About the fatum and related creatures]. Kharkiv, M. V. Potebnya Publ., 1914. 243 p. (In Russ.)
25. Berdyaev N. A. Samopoznanie: Opyt filosofskoj avtobiografii [Self-knowledge: Experience of philosophical autobiography]. St. Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus Publ., 2012. 416 p. (In Russ.)
26. Bulgakov S. N. Iskusstvo i teurgiya. Fragment [Art and Theurgy. Fragment]. Russkaya mysl’, 1916, book XII, pp. 1–24. (In Russ.)
27. Florenskij P. A. Works: in 4 vol. Of vol.2. Moscow, Mysl’ Publ., 1996, 898 p. (In Russ.)
28. Ortega y Gasset J. Velaskes. Goya [Velazquez. Goya]. Moscow, Respublika Publ., 1997, 351 p. (In Russ.)
29. Foucault M. Slova i veshchi. Arheologiya gumanitarnyh nauk [Words and things. Archeology of the Humanities]. St. Petersburg, A-cad Publ., 1994, 406 p. (In Russ.)
30. Baschelard G. Izbrannoe: Poetika prostranstva [Selected works: Poetics of space]. Moscow, Rossijskaya politicheskaya enciklopediya (ROSSPEN) Publ., 2004, 376 p. (In Russ.)
31. Agranovskaya M. A. Diego Velaskes. «Meniny» [Diego Velazquez. «Las Meninas»]. Partner, 2007, no. 2 (113). Available at: https://www.maranat.de/ agr_02_04.html (accessed 14.06.2019). (In Russ.)
32. Nagornaya N. A. Onejrosfera v russkoj proze XX veka: modernizm, postmodernizm: avtoref. dokt. dis. [Oneurosphere in the Russian prose of the XX century: modernism, postmodernism. Abstr. doct. diss.]. Moscow, 2004. Available at: http://cheloveknauka.com/oneyrosfera-v-russkoy-proze-xx-veka-modernizmpostmodernizm (accessed 19.06.2019). (In Russ.)
33. Ermolin E. A. Proza duhovnogo opyta kak aktual’nyj tvorcheskij eksperiment: trilogiya Yuriya Maleckogo [Prose of spiritual experience as an actual creative experiment: Yuri Maletsky’s trilogy]. Verhnevolzhskij ϔilologicheskij vestnik, 2015, no. 3, pp. 108–113. (In Russ.)