Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-1-33-49
УДК: 008
Страницы: 33-49
Паломничество в «страну святых чудес» как актуальный мотив русской культуры (испанская тема в романе Ю. М. Малецкого «Улыбнись навсегда»)

Гаузер И. В., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия)

Аннотация.

В статье анализируется проблематика культурной преемственности в аспекте секуляризованного паломничества к культурным артефактам в романе финалиста премии «Русский Букер» Ю. И. Малецкого «Улыбнись навсегда». Прослеживается традиция представления паломничества в Европу как феномен отечественной культуры. Бытовой и эссеистико-искусствоведческий планы повествования у автора носят вспомогательный характер по отношению к экзистенциально-мифологической сфере, в рамках которой встреча с полотнами Веласкеса предстает как вариант иерофании.


Ключевые слова: русская культура, культурная традиция, испанская живопись, паломничество, иерофания, мифопоэтический хронотоп, «свое» и «чужое» пространство.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Лотман Ю. М. Понятие границы // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. С. 187–205.
2. Бурдин И. В., Бочкарева Н. С. Русско-испанские параллели стихотворения Андрея Вознесенского «Гойя» // Мировая литература в контексте культуры. 2012. № 1(7). С. 238–244.
3. Черкасова Е. Г. Образ Испании в России: прошлое и настоящее // Иберо-американские тетради. 2016. № 1(11). C. 108–115.
4. Юрчик Е. Э. Образ Испании в России XVIII в. // Испания и Россия: дипломатия и диалог культур. Три столетия отношений. Espana y Rusia: diplomacia y dialogo de culturas. Tres siglos de relaciones. М.: Индрик, 2018. С. 131–139.
5. Шамарина А. А. Три «Дон-Кихота» Павла Антокольского // Вопросы иберо-романистики. 2017. № 16. С. 39–50.
6. Ермолин Е. А. Чудеса бывают // Новый мир. 2018. № 1. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_1/Content/Publication6_6818/ Default.aspx (дата обращения: 09.06.2019).
7. Холкин В. И. Откровение на вольные темы: Юрий Малецкий // Вопросы литературы. 2018. № 4. С. 60–72.
8. Доброзракова Г. А. Основные мотивы автопсихологического романа Ю. Малецкого «Улыбнись навсегда» // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. С. 163–167.
9. Федотов Г. П. Письма о русской культуре: 1. Русский человек // Русские записки. 1938. № 3. С. 239–260.
10. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
11. Лотман Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю.М. Избранные статьи : в 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 407–412.
12. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 338–380.
13. Гуминский В. М. Путь на Запад: русская литература путешествий в послепетровскую эпоху // Новая книга России. 2016. № 3–6. URL: http://www.voskres.ru/literature/library/guminskiy1.htm (дата обращения: 16.06.2019).
14. Кантор В. К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 704 с.
15. Успенский Г. И. Выпрямила // Успенский Г.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Т. 10. Кн. 1. С. 246–272.
16. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
17. Малецкий Ю. И. Улыбнись навсегда: роман и повести. СПб.: Алетейя, 2017. 318 с.
18. Тиме Г. Изгнание как путешествие: русский взгляд Другого (1920-е годы) // Беглые взгляды: Новое прочтение русских травелогов первой трети ХХ века : сборник статей / пер. с нем. Г. А. Тиме. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 235–246.
19. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
20. Школьская А. О. Особенности художественного пространства в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» // Альманах современной науки и образования. 2015. № 12 (102). С. 152–155.
21. Ерофеев В. В. Москва-Петушки // Ерофеев В. В. Собрание сочинений : в 2 т. М.: Вагриус, 2001. Т. 1. С. 19–166.
22. Комлева Г. А. Пространственная композиция фольклорной сказки // Проблемы исторической поэтики. 1992. Вып. 2. С. 67–73. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2360 (дата обращения: 10.06.2019).
23. Шакиров С. М. О смысловой парадигме мотива дороги в русской лирике XIX–XX веков // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. № 1(2). С. 22–59.
24. Потебня А. А. О некоторых символах славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. О доле и сродных с нею существах. Харьков: Изд-во М. В. Потебни, 1914. 243 с.
25. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 416 с.
26. Булгаков С. Н. Искусство и теургия. Фрагмент // Русская мысль. 1916. Год тридцать седьмой. Кн. XII. С. 1–24.
27. Флоренский П. А. Сочинения : в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. 898 с.
28. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997. 351 с.
29. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 406 с.
30. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 376 с.
31. Аграновская М. А. Диего Веласкес. «Менины» // Партнер. 2007. № 2 (113). URL: https://www.maranat.de/agr_02_04.html (accessed: 14.06.2019).
32. Нагорная Н. А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм : автореф. дисс. … докт. филол. наук. М., 2004. URL: http://
cheloveknauka.com/oneyrosfera-v-russkoy-proze-xx-veka-modernizm-postmodernizm (accessed 19.06.2019).
33. Ермолин Е. А. Проза духовного опыта как актуальный творческий эксперимент: трилогия Юрия Малецкого // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 3. С. 108–113.