Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 75.03
Страницы: 137-159
Синтез искусств как синтез культур в художественном авангарде. Часть 2

Хренов Н. А., Государственный институт искусствознания (г. Москва, Россия)

Аннотация.

Данная статья посвящена эстетике художественного авангарда. Ее автор убежден в том, что один из самых значительных феноменов ХХ ве¬ка — художественный авангард — все еще остается недостаточно изу¬ченным и теоретиками, и историками искусства. Это и не удивительно, ведь авангард утверждает принцип беспредметности, а следователь¬но, упраздняет тот эстетический принцип, который вызвали к жизни еще античные философы, называя его принципом мимесиса, что означа¬ет воспроизведение жизни в формах самой жизни. Этот принцип опреде¬лял эстетику на протяжении многих столетий. ХХ век в сфере искусства стал веком теории. В искусстве этого времени активизировалась ари¬стотелевская традиция, а именно традиция создания поэтики. Но автор данной статьи доказывает, что активизация этой тради¬ции не исключает также платоновскую традицию, а эта традиция свя¬зана с иным пониманием мимесиса — не как подражания реальности яв¬лениям и их воспроизведения, а как понимания чувственных образов искус¬ства в соответствии с тем, что сегодня в психологии, искусствознании и эстетике обозначается как архетип. Опираясь на аналитическую психо¬логию К. Юнга, автор показывает, что поэтика авангарда связана имен¬но с платоновской традицией. Из множества художников-авангардистов он выбирает двух, а именно В. Кандинского и С. Эйзенштейна. Такой выбор аргументируется тем, что названные имена — не только творцы и практики. Они оставили значительное теоретическое наследие, позволяющее реконструировать эстетику авангарда как си¬стему. В статье также затрагивается вопрос о потребности искусства ХХ века, в том числе авангардного, в синтезе видов искусства. Однако ав¬тор рассматривает вопрос о синтезе не с искусствоведческой, а с куль¬турологической точки зрения. Для него синтез видов искусства есть одновременно и синтез разных культур.


Ключевые слова: художественный авангард, праязык, космизм, бес¬предметное искусство, мимесис, поэтика, русский формализм, архетип, аристотелевская традиция, платоновская традиция, платонизм, нео¬платонизм, синтез искусств, архаика, символическая фаза, романтиче¬ская фаза, эйдос, система видения, символизм, сверхчувственное, прими¬тив, геометрический стиль, теософия, Дух, история искусства.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 607 с.
2. Вакар И. В поисках утраченного смысла. Кризис предметного искус¬ства и выход к «абстрактному содержанию» // Беспредметность и абстрак¬ция. М., 2011. 630 с.
3. Волошин М. Архаизм в русской живописи (Рерих, Богаевский и Бакст) // Аполлон. 1909. № 1. С. 43—53. 4. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т. М., 2001.
5. Франк С. Русское мировоззрение. СПб., 1996. 738 с.
6. Ханзен-Леве О. Русский формализм. Методологическая реконструк¬ция развития на основе принципа остранения. М., 2001. 672 с.
7. Хренов Н. Русская культура на перекрестке Запада и Востока. Восток как подсознание России // Искусствознание. 2013. № 3—4. С. 110—148.
8. Шмит Ф. Искусство. Основные проблемы теории и истории. Л., 1925. 184 с.
9. Эйзенштейн С. Метод: в 2 т. М., 2002.
10. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. 304 с.