Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-1-131
УДК: 37.378
Страницы: 131-143
Непрерывное профессиональное педагогическое образование учительских кадров в 1917–1940 гг.

Марина Петровна Герасимова
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия
gmarinap@yandex.ru
Мария Николаевна Герасимова
Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова, Сыктывкар, Россия
mashen_ka_90@mail.ru

Аннотация.

В статье на основе обзора исследований и обобщения документов рассматривается вопрос формирования непрерывного профессионального педагогического образования в 1917–1940 годах. Отмечается, что развитие профессионального педагогического образования в России периода 1917–1940 годов основывается на государственной идеологии. Показаны пути формирования единой системы подготовки квалифицированных педагогических кадров. В заключении статьи указывается, что в исследуемый период система профессионального педагогического образования учительских кадров продолжала развиваться во взаимосвязи различных ее звеньев, однако преемственная организация содержания и методов педагогического образования сложилась лишь частично.


Ключевые слова: непрерывность, преемственность, профессиональное педагогическое образование, учительские кадры, совещания, съезды, конференции
pdf-файл

Библиографический список:
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под общ. ред. акад. А. И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2007. 496 с.
2. Белицкий И. И. Образовательная политика России в конце 1917–1929 гг. // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. С. 215–227. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-rossii-v-kontse- 1917-1920 (дата обращения: 12.02.2024).
3. Ялозина Е. А. Подготовка кадров советских учителей в 1920–1930-х годах: организационно-методические поиски и проблемы: курсы подгот. и переподгот. учителей // Наука и школа: науч.-метод. журнал. 2009. № 6. C. 66–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka- kadrov-sovetskih-uchiteley-v-1920-1930-h-godah-organizatsionno-metodicheskie- poiski-i-problemy (дата обращения: 14.02.2024).
4. Васильев К. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1919–1932). Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во,1966. 294 с.
5. Платонова А. А. Развитие профессионально-педагогического интереса у студентов высших педагогических заведений в 20-е годы XX века: на примере подготовки учителя I ступени : автореф. дис. … канд. пед. наук. Елецк, 2006. URL: https://www.dissercat.com/content (дата обращения: 19.12.2023).
6. Курасов С. А. Институты народного образования — первый советский эксперимент в сфере высшего образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусство- ведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 2. С. 116–119.
7. Широкова М. П., Кочурина С. А. Томский государственный университет — исторический преемник Томского учительского института // Вестник ТГПУ, 2000. № 7 (23). С. 80–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tomskiy-gosudarstvennyy-universitet-istoricheskiy-preemnik-tomskogouchitelskogo- instituta (дата обращения: 02.03.2024).
8. Архив новейшей истории России. Т. XII: Культура, наука и образование. Октябрь 1917–1920 г. Протоколы и постановления Наркомпроса РСФСР: в 3-х кн. Книга 1. Октябрь 1917–1918 г. / отв. ред. Л. А. Роговая; отв. сост. Б. Ф. Додонов; сост.: Г. Н. Иофис, О. Н. Копылова, Т. Н. Котлова, В. И. Широков. М.: Российская политическая энциклопедия. 2012. 1175 с. (Публикации).
9. Вторая сессия Пленума Цекпроса // Народное просвещение: Ежемесячный журнал Наркомпроса. 1923. № 6. С. 152.
10. Кац Н. Г. Советизация российского учительства в годы НЭПа // Новый исторический вестник. 2001. № 3. С. 1–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetizatsiya-rossiyskogo-uchitelstva-v-gody-nepa (дата обращения: 27.03.2024).
11. Схема работ на уездных 4-х недельных педагогических курсах-конференциях // Народное просвещение: Ежемесячный журнал Наркомпроса. 1923. № 6. С. 166.
12. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Формирование сети педагогических учебных заведений в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях советской модернизации образования и введения всеобщего обучения в 1917 — начале 1930-х гг. // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 6(46). С. 131–148.
13. Донченко А. С., Самоловова Т. Н. Реформирование высшей школы Советского государства в декретах и постановлениях партии и правительства (1917–1938 гг.) // Вестник КрасГАУ. 2014. № 10. С. 229–235.
14. Крупская Н. К. Реорганизация подготовки учительства. Педагогические сочинения. Том 03: Обучение и воспитание в школе / под ред. Н. К. Гончарова, Н. А. Каирова, Н. А. Константинова. М.: Академия педагогических наук, 1959. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped311.html (дата обращения: 11.01.2024).
15. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах : постановление ЦИК СССР // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. док. 1917–1973 гг. М.: Педагогика, 1974. URL: https:// istmat.org/node/57484 (дата обращения: 23.03.2024).
16. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898–1988) / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова // КПСС, Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 1985. Т. 6. 431 с. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8618-t-6-1933-1937-1985 (дата обращения: 22.03.2024).