DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-1-116
УДК:
372.851
Страницы:
116-131
Активизация познавательного интереса обучающихся стереометрии путем введения задач с экономическим и практическим содержанием
Ирина Анатольевна Архипова Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия Наталья Борисовна Карбачинская Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия eshkovi@rambler.ru Елена Евгеньевна Харитонова Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия
Аннотация.
В основе занятий по математическим дисциплинам лежат академические знания, теория. Между тем современные обучающиеся нередко интересуются, где им в обычной жизни может пригодиться то, что
они изучают. Разрешить проблему помогают практико-ориентированные задачи. В статье предложен краткий обзор различных определений задач этого типа, упоминается о большом количестве их классификаций, актуальности и полезности использования на всех этапах обучения: от начальной школы до высшей ступени обучения. Основное внимание в работе уделяется конкретной задаче, содержанием которой являются экономические вопросы, ориентированные на практический подход. Предлагается разбор
задачи с подробным решением, в котором используются теоретические знания по стереометрии, в частности тема «Цилиндр», а также методы прикидки и оценки, анализ и контроль полученных данных. В этой задаче
разбирается проблемная ситуация выбора наиболее дешёвого из трёх предложенных вариантов постройки бассейна на садовом участке. В условии задачи предоставлены все необходимые расценки в формате таблиц, а в начале решения приведены схемы бассейна (вид сверху и в разрезе). В процессе решения проведён поэтапный расчёт стоимости работы, необходимых материалов и их доставки с учётом разноуровневых размеров бассейна. Вся информация собирается в обобщающую таблицу, по результатам которой делается вывод и, соответственно, даётся ответ на поставленный в условии задачи вопрос. После решения приводятся рекомендации о том, как эту задачу можно адаптировать: упростить для категории обучающихся со слабой подготовкой и усложнить для тех, кто хорошо подготовлен и заинтересован в качественных знаниях.
Ключевые слова:
стереометрия, цилиндр, задачи с экономическим и практическим содержанием, практико-ориентированные задачи, радиус, площадь, объём, бассейн, оптимизация
pdf-файл
Библиографический список:
1. Хрянина И. М., Гаврилова М. А. Использование практико-ориентированных заданий в обучении математике // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 1 (2). С. 36–41.
2. Трунтаева Т. И., Варламкина С. С. Практико-ориентированные задачи в обучении математике // Вестник Калужского университета. 2021. № 1 (50). С. 120–123.
3. Карбачинская Н. Б., Харитонова Е. Е. Приложение Photomath: положительные и отрицательные факторы влияния на обучение математическим дисциплинам // Человек. Культура. Образование. 2022. № 3. С. 173–
185. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-3-173.
4. Таранова М. В. Роль и место практико-ориентированных задач в курсе школьной математики // Философия образования. 2020. Т. 20. № 4. С. 185–197.
5. Тарасова Т. А. Практико-ориентированный подход в обучении математике // Kant. 2020. № 3 (36). С. 397–403.
6. Сурикова С. В., Коваленко Е. К. Организация работы с практико-ориентированными задачами в процессе обучения младших школьников математике // Герценовские чтения. Начальное образование. 2023. Т. 14.
№ 2. С. 48–53.
7. Лешкович Н. Б. Прикладная математика и экономико-математические методы и модели в туристском образовании экономиста-менеджера // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 3. С. 81–87.
|