Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-1-81
УДК: 304.2
Страницы: 81-101
Репрезентация региональной идентичности в городской монументальной живописи различных исторических периодов

Галина Алексеевна Шушарина
Комсомольский-на-Амуре государственный университет
Комсомольск-на-Амуре, Россия
Galinalmk@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5741-1914

Аннотация.

Цель исследования — вычленить и описать магистральные образы, мотивы, сюжеты, относящиеся к региональной идентичности дальневосточного города, репрезентированные в его монументальной живописи. Теоретико-методологическая база исследования представлена конструктивистским подходом, а также современными отечественными и зарубежными концепциями идентичности. Кроме того, в качестве основного задействован культурологический подход. Тезаурус методов, применяемых для исследования поставленной в статье проблемы, составили общенаучные методы, а также историко-сравнительный, структурно-функциональный и герменевтический методы. Материалом исследования послужили примеры монументальной живописи дальневосточного города, созданные в различные исторические периоды. Комсомольск-на-Амуре был построен в 30-е годы прошлого столетия как символ новой страны, его региональная идентичность изменялась с течением времени. Научная новизна исследования заключается в том, что, во-первых, проблематизирована региональная идентичность дальневосточного города, которая исследована недостаточно, во-вторых, региональная идентичность Комсомольска-на-Амуре впервые актуализируется в контексте анализа экспонентов монументальной живописи. В результате исследования установлены содержательные аспекты символизации региональной значимости и определены основные составляющие конструкта региональной идентичности в городском пространстве. В истории города можно выделить несколько хронотопов, в рамках которых происходило конструирование региональной идентичности, а именно советский хронотоп и хронотоп современности. Каждый из указанных хронотопов отражен в образцах городской монументальной живописи. Анализ эмпирического материала показал, что магистральными сюжетами панно в Комсомольске-на-Амуре в советском хронотопе являются труд, знания, подвиги и свершения, спортивные и научные достижения, в хронотопе современности — природно-ландшафтная уникальность региона и промышленная мощь города. В разные исторические периоды научно-технические успехи и природная уникальность являются одними из значимых составляющих дальневосточной региональной идентичности. Исследование выявило также следующие составляющие конструкта региональной идентичности в советском хронотопе: единство поколений и людей разных профессий в достижении целей государства, историческая память. В отличие от советского хронотопа в хронотопе современности монументальная живопись города политически не маркирована.


Ключевые слова: идентичность, региональная идентичность, культура, монументальная живопись, городской текст, Дальний Восток, Комсомольск-на-Амуре, хронотоп, стрит-арт, идеологема
pdf-файл

Библиографический список:
1. Губанов Н. И., Губанов Н. Н. Менталитет: сущность и функционирование в обществе // Вопросы философии. 2013. № 2. С. 22–33.
2. Aslam W., Wehner L., Koga K., van der Westhuizen J., Thies C.G., de Sá Guimarães F. Misplaced states and the politics of regional identity: towards a theoretical framework // Cambridge Review of International Affairs. 2020. Рр. 505–526. DOI: 10.1080/09557571.2020.1723061.
3. Лубский А. В., Лубский Р. А. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 90–103.
4. Еремина Е. В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. С. 276 –287.
5. Эрдынеев Б. Ю. Имидж региона в системе региональной идентичности // Вестник ТОГУ. 2012. № 1 (24). С. 231–236.
6. Legro J. W. The transformation of policy ideas // American Journal of Political Science. 2000. No 44 (3). Pp. 419–432.
7. Смирнягин Л. В. О региональной идентичности // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 2007. Вып. 17. С. 21–49.
8. Стесин А. С. Завтра исполняется 7 лет г. Комсомольску. Чудесный город на Амуре // Комсомольская правда. 1939. 11 июня. С. 3.
9. Костюрина Н. Ю. Новый город как модель советской культуры (на материале г. Комсомольска-на-Амуре 1930-1950-х гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 189 с.
10. Савенкова В. Н. Социокультурный анализ «городских текстов» г. Комсомольска-на-Амуре // Русский язык и литература в мультикультурном пространстве : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Комсомольск-на-Амуре, 30–31 марта 2017 г.). Комсомольск-на-Амуре, 2017. Ч. 2. C. 83–89.
11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975. 502 с.
12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 383 с.
13. Лапшина Н. В. Социально-философские основы мозаики как семиотического элемента культуры : дис. … канд. филос. наук. М., 2004. 167 с.
14. Павлина С. Ю. Политический плакат как поликодовый текст // Политическая лингвистика. 2019. № 2 (74). С. 100–106. DOI 10.26170/pl19-02-11.
15. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
16. Пинаева Д. А. Пропаганда или просвещение: некоторые аспекты историко-политического анализа советской системы распространения знаний (на примере деятельности Всесоюзного общества «Знание») // Социальные коммуникации и эволюция обществ : матер. V Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Новосибирский гос. техн. ун-т, 2016. С. 106–114.
17. Рагозин С. А. HOMO SOVETICUS в условиях трансформации современного российского общества // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2015. Т. 1. С. 226–240.
18. Сохацкая Д. Г. Символический код как компонент дизайн-кода культурного пространства города Комсомольска-на-Амуре // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. № 8 (48). С. 52–57.
19. Паламарчук М. Л. Город как социокультурный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Архангельск, 2009. 21 с.
20. Швиндт У. С. Стрит-арт: подходы к изучению феномена в социальных и гуманитарных науках // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. № 23 (1). С. 125–158. doi.org/10.31119/jssa.2020.23.1.5.