DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-1-63
УДК:
008
Страницы:
63-81
Александр Скрябин и Эрик Сати: два подхода к роли музыки в культуре
Никита Александрович Романов Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия romanov_na@bk.ru
Аннотация.
Статья посвящена анализу идей и музыкального творчества Александра Скрябина и Эрика Сати с целью выявления двух противоположных подходов к функциональному назначению музыки в культуре.
Для достижения поставленной цели в статье используются материалы, посвященные изучению их биографий и музыкального творчества. Необходимость изучения музыкального наследия рассматриваемых композиторов в таком ракурсе обусловлена тем, что позволяет не только сопоставить между собой их музыкальные стили и творческие замыслы, но и выявить благодаря этому один из возможных диапазонов предназначения и использования музыки в культуре. По результатам проведенного исследования заключается, что музыка в творчестве Александра Скрябина является не только одним из видов искусства, которое позволяет человеку испытать эстетическое наслаждение, но и средством для качественно нового преобразования человека и культуры. Для организации правильного восприятия задуманных Александром Скрябиным музыкальных композиций «Предварительное действо» и «Мистерия» предполагалось проектирование специального зала (храма), а также использование усиливающих эффект средств, включающих в себя зрительные, обонятельные, осязательные и вкусовые элементы. Напротив, Эрик Сати предлагает и реализовывает идею «меблировочной музыки», которая должна быть комфортной и
приятной для восприятия и соответствовать практическим задачам по сопровождению повседневной жизни человека. Её формат предполагает неограниченное количество исполнений одной и той же музыкальной фразы или композиции, а фоновое звучание не требует внимания к себе и не вызывает сильных чувственных переживаний. Результаты исследования предлагается использовать в рамках современных исследований звука, так как музыка как один из способов организации звука является неотъемлемой частью аудиальной культуры. Таким образом, анализ музыкального наследия выдающихся композиторов обладает ценностью в рамках изучения особенностей аудиальной культуры прошедших эпох, а вместе с этим позволяет
лучше понять, какую функцию может выполнять художественным образом организованный звук в культуре.
Ключевые слова: академическая музыка, функции музыки, социология
музыки, исследования звука, аудиальная культура, А. Скрябин, Э. Сати
Ключевые слова:
ностей аудиальной культуры прошедших эпох, а вместе с этим позволяет лучше понять, какую функцию может выполнять художественным обра- зом организованный звук в культуре. Ключевые слова: академическая музыка, функции музыки, социология музыки, исследования звука, аудиальная культура, А. Скрябин, Э. Сати
pdf-файл
Библиографический список:
1. Schafer R.M. The book of noise / Price Milburn & Co. Ltd. Wellington, 1970. 31 p.
2. Schafe r R. M. Ear сleaning. Notes for an experimental music course / Clark & Cruickshank. Toronto, 1969. 47 p.
3. Лаббель Б. Акустические территории. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 296 с.
4. Шион М. Звук: слушать, слышать, наблюдать. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 312 с.
5. Рясов А. Едва слышный гул. Введение в философию звука. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 184 с.
6. Кокс К. Звуковой поток. Звук, искусство и метафизика. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с.
7. Кейдж Дж. Тишина : лекции и статьи. Вологда: Полиграф-Книга, 2012. 384 с.
8. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. 448 с.
9. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы / пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1998. 606 с.
10. Аристотель. Сочинения : в 4 т. : пер. с древнегреч. / общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
11. Гунст Е. О. А.Н. Скрябин и его творчество. М.: Мысль, 1915. 88 с.
12. Вышнеградский И. Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания // Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах / сост. и ред. А. Л. Бретаницая; публ. Е. Г. Польдяева. М.: Композитор, 2001. Кн. 2. 320 с.
13. Скрябин А. Н. Поэма Экстаза. М.: Водолей Publishers, 2008. 128 c.
14. Лосев А. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990. 320 с.
15. Луначарский А. В. О Скрябине: (Вступит. слово на концерте 8 мая 1921 г.) // Культура театра. М., 1921. № 6. С. 7–11.
16. Ханон Ю. Скрябин как лицо. СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 1995. 680 с.
17. Лобанкова (Ключникова) Е. В. Образ Скрябина в современной отечественной культуре: от романтика к эротическому безумцу // Сайт ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных». URL: https://gnesin-academy.ru/upload/iblock/ab8/m4byq8vra6i5aexrsns4dc2cngwnjjhk/LobankovaMF12.pdf (дата обращения: 18.10.2024).
18. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. «Поэма огня»: Концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина. Казань: Изд-во Казанской гос. консерватории, 2010. 352 с.
19. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-XXI, 2011. 861 c.
20. Лобанова М. Н. Теософ — теург — мистик — маг: Александр Скрябин и его время. СПб.: Петроглиф, 2012. 368 с.
21. Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989. 447 с.
22. Сабанеев Л. Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей» // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2023. № 2. С. 22–30.
23. Вагнер Р. Избранные работы : пер. с нем. / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. 695 с.
24. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика-XXI, 2004. 392 с.
25. Шлёцер Б. Ф. А. Скрябин. Личность. Мистерия. Берлин: Грани, 1923. Т. 1. 356 с.
26. Польдяева Е. Г. Послание Николая Обухова: реконструкция биографии. М.: Русский путь, 2008. 289 с.
27. Дэвис Мэри Э. Эрик Сати. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 184 с.
28. Сати Э. Заметки млекопитающего: Проза. Письма. Воспоминания современников / пер. с. фр., сост., предисл. и коммент. В. Кислова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 416 с.
29. Кокто Ж. Портреты-воспоминания : эссе / пер. с франц. В. Кадышева и Н. Мавлевич; сост., предисл. и коммент. В. Кадышева. М.: Известия, 1985. 160 с.
30. Онеггер А. О музыкальном искусстве : пер. с фр. / коммент. В. Н. Александровой, В. И. Быкова. Л.: Музыка, 1979. 264 с.
31. Ханон Ю., Сати Э. Воспоминания задним числом. СПб.: Центр средней музыки & Лики России, 2010. 680 с.
32. Селиванова А. Д. «Сократ» Эрика Сати: Musique d’ameublement или репетитивная музыка? // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 1. С. 152–174.
33. Schoon A. Die Ordnung der Künste vom Bauhaus zum Mountain College. Bielefeld: Transcript Verlag, 2006. 217 s.
|