Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-1-50
УДК: 81-33
Страницы: 50-62
Литературный нонсенс как основополагающий принцип логоцентрического моделирования синтетической языковой личности

Сергей Зуфарович Иткулов
Верхневолжский государственный агробиотехнологический университет
Иваново, Россия
italian.sergey79@mail.ru

Аннотация.

В статье дается анализ литературного нонсенса с учетом различных положений, высказываемых исследователями, поскольку культура нонсенса представляет собой интересное и малоизученное явление. Однако в исследовательской литературе практически не изучен вопрос о нонсенсе как специфической категории человеческого сознания. Целью данного исследования является рассмотрение типологии «нонсенсного» сознания в контексте формирования и освоения когнитивно-прагматической программы моделирования синтетической языковой личности. Используется компаративистский подход в сравнении культурно-эстетических концептов с целью выявления в них неких общих, универсальных принципов, положений и установок, а также с целью нахождения различий. Высказано мнение о том, что литературный нонсенс, равно как и литературный абсурд, представляет собой самостоятельную категорию человеческого мышления, являющегося проявлением когнитивной функции человеческого сознания. Вследствие этого литературный нонсенс становится базовой основой логоцентрической модели синтетической языковой личности, направленной на создание когнитивно-прагматических программ по переработке того, что сформировалось в культурном пространстве. Высказывается точка зрения, что в литературном нонсенсе отчётливо проявляются нестабильность целенаправленного когнитивного прагматизма и возникновение «когнитивных блоков», вследствие чего эффективным методом когнитивного анализа в литературном нонсенсе является категория безумия. Выдвинута гипотеза о том, что в литературном нонсенсе можно выделить два типа разупорядочивания реальности: участие сил, создающих беспорядок, в непрерывной игре без конца и разупорядочивание субъективного сознания и объективной реальности. Вследствие этого безумие в литературном нонсенсе должно быть управляемым, так как попытки столкнуть смысл и бессмыслицу приводят к возникновению в сознании субъекта-логоцентрика «когнитивного блока». В результате иррациональная среда может поглотить сознательное творчество. Делается вывод, что литературный нонсенс является иносмыслом, «игра» в который не должна продолжаться слишком долго, так как в противном случае в пространстве когнитивного сознания субъекта-логоцентрика происходит потеря и распад когнитивного центра. Результаты данной работы могут быть использованы в рамках литературоведческих, культурологических, социокогнитивных исследований, посвященных изучению литературного нонсенса.


Ключевые слова: нонсенс, субъект-логоцентрик, когнитивно-прагматическая программа, безумие, когнитивный блок
pdf-файл

Библиографический список:
1. Tigges W. An Anatomy of Literary Nonsense. Amsterdam: Rodopi, 1988. 293 p.
2. Ширяева И. Н. Литературный нонсенс и смежные понятия // Филологические науки. Вопросы теории и практики : в 3-х ч. 2016. № 10 (64). Ч. 3. C. 59–62.
3. Лейтес Н. Нонсенс и литература. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_7_134?ysclid=m043oa36me262498930 (дата обращения: 05.10.2024).
4. Иткулов С. З. Нонсенс и гротеск как формы смысла в художественной картине мира Н. В. Гоголя : дис. … канд. культурологии. Шуя, 2009. 166 с.
5. Иванов Д. И. Логоцентрическая модель синтетической языковой личности в пространстве русcкой рок-культуры. Иваново: Талка, 2015. 524 с.
6. Иванов Д. И., Лакербай Д. Л. Теория субъектности текста и русская поэзия ХХ века. Иваново: ПресСто, 2017. 336 с.
7. Коллоннезе Д. Нонсенс как форма комизма // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / Российская акад. наук, Ин-т языкознания; отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2007. 726 с.
8. Новиков В.И. Книга о пародии. М.: Сов. писатель, 1989. 540 с.
9. Новиков В. И. Кто такой Козьма Прутков? // Октябрь. 1984. № 3. С. 196–201.
10. Иванов Д. И. Поэзия Башлачёва: синтез классики андеграунда и элементов постмодернизма // Потаённая литература : исследования и материалы. М.: Флинта, 2006. Вып. 5. 208 с.
11. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: PEEL-BOOK, 1994. 608 с.
12. Можейко М. А. Охота на Снарка. URL: https://www.socionic.ru/index.php/o/7263-ohota_na_snarka?format=pdf (дата обращения: 05.10.2024).
13. Минц З. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПб., 2000. 784 с.
14. Ширяева И. Н. Литературный нонсенс в русской прозе и поэзии второй половины XX — начала XXI в. : дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2017. 190 с.
15. Федоров Ф. Нонсенс и нет ему конца // Komparatīvistikas almanahs Nr. 5 (34). Nonsensa kultūra. Absurds literatūr. Daugavpils: Daugavpils Universit‚ tes Akadēmiskais apg‚ds ìSaule”, 2014, 224 lpp. Pр. 15–25.
16. С. Курий. Глупости Чарлза Лютвиджа Доджсона (два сна и одна охота). URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/kurij-gluposticharlza-lyutvidzha.html (дата обращения: 05.10.2024).