DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-1-25
УДК:
008
Страницы:
25-39
Локальная культура усть-цилемских старообрядцев в 1930-е годы XX века
Дарина Леонидовна Абукаева Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия abukaeva.darina@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматривается культура 1930-х годов усть-цилемских старообрядцев-беспоповцев как локальная версия их повседневной культуры с позиций «типичного», «специфичного» и «особенного, единичного», где «типичным» является российское беспоповское старообрядчество, «специфичным» — староверская культура коми беспоповского согласия, а «особенным, единичным» — повседневная культура усть-цилемских
староверов-беспоповцев. Несмотря на важность усть-цилемского ареала, его культура не привлекала особого внимания советских исследователей, культурологический аспект изучения данного материала разработан недостаточно и сегодня. Целью данного исследования является актуализация локальной культуры усть-цилемских старообрядцев на примере короткого исторического отрезка — 1930-е годы. Данный период интересен как время кризисного столкновения традиционных старообрядческих ценностей и
зарождающейся культуры советской эпохи. Научный анализ обозначенной темы осуществляется с позиций феноменологического, культурологического и сравнительного подходов.
Итоги исследования: определены особенные для локальной культуры усть-цилемских старообрядцев характеристики: 1) «мессианский» характер, выражавшийся в проповеднической деятельности старообрядцев на значительной территории Коми края, что позволило сохранить культурные основы старообрядчества, в том числе и в советскую эпоху; 2) упорное публичное или скрытое игнорирование советских нововведений. Это способствовало сохранению в усть-цилемской локальной культуре особенных элементов духовно-обрядовой практики.
Ключевые слова:
старообрядчество, Усть-Цильма, усть-цилемские старообрядцы, беспоповское согласие, культура повседневности, локальная культура
pdf-файл
Библиографический список:
1. Казакова Г. М. Культурный капитал, культурные индустрии и индустрии культуры: понятийные поиски // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyykapital-
kulturnye-industrii-i-industrii-kultury-ponyatiynye-poiski (дата обращения: 01.10.2023).
2. Дронова Т. И. Русские староверы-беспоповцы: конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (конец XIX — XX в.). URL: https://www.booksite.ru/fulltext/dronova/text.pdf (дата обращения: 30.09.2023).
3. Отчеты и доклад об экономическом состоянии района и коллективизации // Нац. арх. Республики Коми. Р-94. Оп. 1. Ед. хр. 53.
4. Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописи XVII–XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания. URL: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/17_tom/Malyshev/Malyshev.pdf
(дата обращения: 29.09.2023).
5. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/78246.html (дата обращения: 15.10.2024).
6. Русская вера: старообрядческий сайт. URL: https://ruvera.ru/dpc (дата обращения: 15.10.2024).
7. Дронова Т. И. Действующие староверческие общины в Республике Коми (последняя четверть XX — XXI в.) // Староверие на северо-востоке европейской части России : сб. ст. Сыктывкар, 2006. С. 9–21.
8. Швец А. С. Рождение старообрядчества как феномена русской культуры // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. URL: https://elibrary.ru/download/
elibrary_32731552_83841531.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
9. Дронова Т. И. Духовные руководители старообрядческих общин на нижней Печоре: избрание и деятельность (середина XIX — XXI в.) // Этнографическое обозрение. URL: https://elibrary.ru/download/
elibrary_30753724_59059121.pdf (дата обращения: 03.10.2023).
10. Гагарин Ю. В. История религии и атеизма народа коми. М.: Наука, 1978. 323 с.
11. Власова В. В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2010. 172 с.
12. Сатаев Р. М. Использование понятий «жизнеобеспечение», «бытовая культура» и «культура повседневности» применительно к изучению обществ исторического прошлого // Этнографическое обозрение. 2018. № 1. С. 73–82.
13. Записи Н. И. Савушкиной в 1978 г. // АКФ МГУ. ФЭ-12: 4-6-1978. Т. 147. С. 0483. № 15. URL: https://territory.syktsu.ru/nosovsa/folklore/pasttale/(дата обращения: 15.10.2024).
14. Дронова Т. И. Представления о супружеских отношениях в культуре староверов-беспоповцев Усть-Цильмы // Томский журнал ЛИНГ и АНТР. 2017. № 2 (16). С. 76–83.
15. Письменный отчет к отчетному докладу райисполкома на 3-м районном Съезде Советов // Нац. арх. Республики Коми. Р-94. Оп. 1. Ед. хр. 175.
16. Рочева Л. К. Усть-Цильма: на заре новой жизни (1917–1939). Сыктывкар: КРТ, 2021. 184 с.
17. Коровушкина-Пярт И. П. Старообрядчество Урала в годы сталинской «революции сверху»: репрессии, протест и выживание. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2768/1/pristr-04-09.pdf (дата обращения:
10.09.2023).
18. Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки / подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова. М.: Памятники исторической мысли, 2005. 422 с.
19. Гагарин Ю. В., Жеребцов Л. Н. Быт и культура села. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1968. 171 с.
|