DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-10
УДК:
130.2/930.85
Страницы:
10-24
Дионисийские практики в структуре древнегреческой культуры: границы культурного и социального
Юлия Сергеевна Обидина Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия basiley@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1133-5733
Аннотация.
В статье рассматривается поклонение Дионису в контексте культурных норм и границ Древней Греции. Несмотря на огромную роль этого культа для всей античной цивилизации, до сих пор в отечественных исследованиях по теории и истории культуры отсутствуют работы, посвященные анализу культурных категорий и границ ритуального пространства самого парадоксального древнегреческого Бога.
Гипотеза исследования заключается в том, что неконструктивно рассматривать поклонение Дионису исключительно в контексте структуралистских подходов, то есть с бинарных оппозиций: жизнь — смерть,
мужское — женское, государственное — частное, греческое — варварское.
Поэтому в данной статье Дионис рассмотрен как медиатор между богами, людьми и животными, что объясняет многие, до сегодняшнего дня спорные элементы его культа в контексте классической древнегреческой культуры.
В качестве методологии были использованы методы интерпретативной и культурной антропологии. Теоретической базой исследования послужили постулаты К. Гирца, феноменология Э. Гуссерля, символическая философия С. Лангер и герменевтика П. Рикера. Использование классических
структуралистских подходов позволило рассмотреть культуру как знаковую систему, а общество — как символический порядок.
Результаты исследования заключаются в обосновании роли Диониса как символа объединения сообщества. Участники дионисийских ритуалов (фиас) и гражданский коллектив (полис) рассматривают Диониса в качестве связующего элемента в оргиастическом или гражданском контексте соответственно. Приписываемая Дионису сила объединять людей вместе и разрушать индивидуальность (и тем самым границы) является свидетельством того, что поклонники культа преодолевают свой нечеловеческий статус и через контакт с Дионисом временно получают статус божества, ощущая себя единой общностью, полисом. Участники культа могли переходить в животные и божественные сферы только во время ритуала, впадая в состояние экстаза и одержимости богом, и только на условиях Диониса. Условие одержимости и ее качество зависело в первую очередь от культурных и социальных норм.
Главный вывод таков, что Дионис через своих почитателей изменял социально-сконструированные бинарные системы древнегреческой культуры. Это позволяет уйти от крайностей в понимании данного культа, убрать
ярлык маргинальности и варварства с его почитателей, выделить новые векторы изучения древнегреческой культуры и ее значимых элементов.
Ключевые слова:
Дионис, дионисийские практики, парадоксы культуры, медиация, древнегреческая культура
pdf-файл
Библиографический список:
1. Обидина Ю. С. Культ Диониса в социокультурном пространстве античного полиса: воображаемое, символическое и реальное // Диалог со временем. 2013. № 44. С. 280–295.
2. Seaford R. Dionysos. London: Routledge, 2006. 158 р.
3. Christodoulou N. Dionysian Religion: A Study of the Worship of Dionysos in Ancient Greece and Rome. Patras: Classics, Philology University of Patras, 2014. 97 р.
4. Кузина Н. В. К вопросу о происхождении культа Диониса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4–1. С. 252–259.
5. Storm W. After Dionysus: a Theory of the Tragic. Ithaca, N. Y: Cornell University Press, 1998. 186 р.
6. Варакина Г. В. Мистерия как феномен культуры: история и современность // Религиоведение. 2009. № 2. С. 146–151.
7. Иванов В. В. Эллинская религия страдающего бога // Человек. 2006. № 6. С. 167–177.
8. Кибальниченко С. А. Вяч. Иванов и С. Н. Трубецкой: два взгляда на преемственность античности и христианства // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 324–331.
9. Segal Ch. Dionysiac poetics and Euripides’ Bacchae. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1982. 364 р.
10. Caballero S. P. Maenadic Ecstasy in Greece: Fact or Fiction // Redefining-Dionysos. Berlin: De Gruyter, 2013. 649 р. Рр. 159–184.
11. Graf F. The Tablets: An Edition and Translation // Ritual Texts for the Afterlife: Orpheus and the Bacchic Gold Tablets. London: Routledge, 2013. 246 р. Рр. 1–49.
12. Еврипид. Вакханки / пер. с древнегреч. И. Анненского // Еврипид. Трагедии : в 2 т. М.: Наука, 1999. Т. 2. С. 388–447.
13. Античные гимны / под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1988. 362 с.
14. Плутарх. Сочинения / пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 384 стр. (ακμη).
15. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / пер. О. П. Цыбенко. СПб.: Наука, 2022. Т. 1. 674 с.
16. Faraone C. A. 2013. Gender Differentiation and Role Models in the Worship of Dionysos: The Thracian and Thessalian Pattern // Redeining Dionysos. Berlin: DeGruyter, 2013. 649 р. Рр. 120–143.
17. The Beazley Archive URL: https://web.archive.org/web/20100607172759/http://www.beazley.ox.ac.uk/xdb/ASP (дата обращения: 21.08.2024).
18. Обидина Ю. С. Роль сатиров в культе Диониса по данным древнегреческой вазописи // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2024. Т. 10. № 1 (37). С. 55–62.
19. Обидина Ю. С. Культ Диониса как фактор формирования межкультурного диалога в античном обществе // Семиозис и культура: стратегии и практики межкультурного диалога. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2023. С. 216–232.
20. Henrichs A. Between City and Country: Cultic Dimensions of Dionysus in Athens and Attica // Cabinet of the Muses / Еd. M. Griffith and D. J. Mastronarde. Atlanta: University of California, 1990. Р. 257–277.
|