Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-54
УДК: 811.134.2
Страницы: 54-67
Знаки испанской идентичности в аудиовизуальном тексте

Ольга Анатольевна Иванова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия
postoronnaja@gmail.com, SPIN-код: 9423-4400, AuthorID: 1252180
Елена Анатольевна Ронина
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия
Elenaprofe@gmail.com SPIN-код: 6014-4853, AuthorID: 422577

Аннотация.

В статье рассматриваются языковые знаки испанской идентичности, отраженные в аудиовизуальном тексте современного испанского сериала «Estoy vivo». Понятие национальной идентичности получило широкое распространение в ряде гуманитарных наук, таких как поли- тология, социология, этнография, политическая география, однако оста- ется недостаточно изученным в лингвистике. Национальная идентичность проявляется в различных знаках культуры, таких как символы, модные тенденции, ценности, идеи, бытовые знания и практики социального взаимодействия представителей той или иной нации. В сфере лингвистики наблюдается необходимость изучения того, как эти знаки национальной принадлежности реализуются в языке и речи носителей этой культуры. Цель исследования состоит в изучении и систематизации языковых знаков испанской национальной идентичности, представленных в аудиовизуальном тексте единицами трех групп: реалий, фразеологизмов, прецедентных феноменов. Основным методом исследования является контекстуальный анализ языковой единицы, позволяющей однозначно идентифицировать говорящего как испанца. В статье показано, что представления о качествах, свойствах характера и образе жизни испанцев стереотипизированы и базируются на концептах историко-культурного, социального и политического типа. Стереотипные представления при этом распространены как среди самих испанцев, так и среди представителей других национально-культурных коллективов. Идентификация испанца с его национальной принадлежностью наиболее ярко проявляется в таких феноменах повседневной жизни в Испании, как католическая религия, еда, футбол и коррида. В статье исследуются примеры единиц первых трех тематических групп. Это такие реалии, как религиозные понятия, названия блюд, районов Мадрида, футбольных команд и знаменитого мадридского стадиона. К реалиям, описывающим жизнь в Испании, относятся также единицы, передающие особенности образа жизни и бытовые привычки испанцев. Среди исследуемых прецедентных феноменов присутствуют прецедентные имена собственные и отсылки к прецедентным ситуациям католицизма. Национальной идентификации способствуют также фразеологические единицы, сформировавшиеся в религиозных текстах и практиках и употребляющиеся за пределами церкви, в повседневной коммуникации.


Ключевые слова: национальная идентичность, испанская национальная идентичность, культурный знак, стереотип, реалия, фразеологизм, прецедентный феномен
pdf-файл

Библиографический список:
1. Бассин М. К вопросу о географии национальной идентичности // Идентичность и география в современной России. СПб.: Геликон Плюс, 2003. С. 10–14.
2. Крылов М. П. Приграничная идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности : в 2 т. Т. 1. Идентичность как категория политической науки: Словарь терминов и понятий. М.: Российская по- литическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 147–153.
3. Gamarnik Cora Edith. Estereotipos sociales y medios de comunicación. URL: http://sedici.unlp.edu.ar/handle/10915/33079 (дата обращения: 12.05.2024).
4. Hobsbawm E. Language, culture and national identity // Social research. 1966. № 4. Р. 99. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/93668/mod_ resource/content/1/Hobsbawm%20on%20language%20and%20national%20 identity.pdf (дата обращения: 8.05.2024).
5. Weiss M. The clustered world: how we live, what we buy, and what it all means about who we are. NY: Little, Brown and Co, 2000. 323 p.
6. Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007. 603 с.
7. Туровский Р. Ф. Региональные особенности русского национального самосознания // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. М.: Институт Наследия, 2006. Вып. 3. С. 287– 313.
8. Кочетков В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 144–162. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/natsionalnaya-i-etnicheskaya-identichnost-v-sovremennom-mire (дата обращения: 27.12.2020).
9. Arias-Sandoval Leonel. La identidad nacional en tiempos de globalización // Revista Electrónica Educare. Vol. XIII. № 2, 12.2009. P. 7–16. URL: https://www.researchgate.net/publication/277754400_La_identidad_nacional_ en_tiempos_de_globalizacion (дата обращения: 14.04.2024).
10. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с. URL: https://mcocos. ru/static/books/Walter_Lippman.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
11. González-Gabaldón B. Los estereotipos como factor de socialización de género // Comunicar. 12.1999. Pр. 79–88. URL: https://www.revistacomunicar. com/pdf/12/12-11-temas-gonzalez.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
12. Quin Robyn, McMahon Barrie. Historias y estereotipos. Madrid: Ediciones de la Torre, 1997. URL: https://www.researchgate.net/publication/39144925_ Historias_y_estereotipos (дата обращения: 9.04.2024).
13. Herrero Cecilia Juan. La teoría del estereotipo aplicada a un campo de la fraseología: las locuciones expresivas francesas y españolas. URL: https://www. semanticscholar.org/paper/La-Teor%C3%ADa-del-estereotipo-aplicada-a-uncampo- de-la-Cecilia/2188a3c7a82e30b4c6c95ad614dc59b76e92b13e (дата обращения: 11.04.2024).
14. Ронина Е. А. Лингвокультуремы религиозной тематики в испан- ском языке // Коммуникативные исследования. Омск, 2024. Т. 11. № 2. С. 303–316.