DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-40
УДК:
316.012
Страницы:
40-54
Проблема историко-сравнительного анализа культур в свете идей Э. С. Маркаряна
Вардан Рафикович Давтян Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия vardan.davtyan.93@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена анализу проблемы сравнительного изучения различных субъектов истории. Дается общая характеристика указанной проблематики, включая анализ теоретико-методологических крайностей в ее решении и основные векторы развития в научном знании. В частности, внимание уделяется теориям, в контексте которых историко-культурный процесс предстает как поэтапное движение всех исторических субъектов в направлении достижения качественно определенных, развитых состояний. Раскрываются смысловые и контекстуальные обстоятельства возникновения и распространения теории локальных цивилизаций, выступающей своеобразным противовесом попыткам сравнивать
субъекты истории, ранжируя их согласно определенным шкалам. Анализируются слабые и сильные стороны указанных бинарных позиций в познании историко-культурной реальности. Ставится проблема синтеза эвристически значимых сторон указанных подходов в решении задачи сравнения исторических субъектов с сохранением внимания как на локальных, так и на всеобщих аспектах.
Отдельное внимание уделяется эволюции взглядов советского и армянского культуролога Э. С. Маркаряна в решении данной исследовательской области. Не отказываясь от идеи сравнения культур и цивилизаций по
определенным параметрам, Эдуард Саркисович, отстаивая идеи гуманизма и равенства участников истории, искал критерии для их сопоставления, позволяющие избежать тех ошибок, которые допускали многие его предшественники. В статье представлена критика теории локальных цивилизаций, осуществленная Э. С. Маркаряном, на уровне обозначения ее прогрессивных и слабых сторон. Раскрыты критерии сравнения локального и всеобщего в истории, отвечающие реалиям советской историко-культурной парадигмы. Отмечается, что работы Э. С. Маркаряна в рассматриваемой области во многом не утратили актуальности и в наши дни.
Ключевые слова:
Э. С. Маркарян, историко-культурный процесс, теория прогресса, формационный подход, общественно-экономическая формация, цивилизационный подход, теория локальных исторических типов, сравнительная культурология, этническая культура
pdf-файл
Библиографический список:
1. Маркарян Э. С. О значении сравнительного метода в культурно-историческом познании // Вестник истории мировой культуры. 1957. № 4. С. 23–39.
2. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / пер. с англ.,
под ред. М. А. Абрамова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000.
392 с.
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. Изд-е испр. и доп. СПб.: Общественная польза, 1871. 542 с.
4. Тойнби А. Дж. Постижение истории / пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.:
Айрис-пресс, 2010. 640 с.
5. Психология и культура: современные исследования / Д. Мацумото;
пер. с англ. О. Голубевой, Н. Миронова, Л. Ордановской и др.; лит. ред. Д. Гип-
пиус. 3-е изд., междунар. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Нева; М.: Олма-Пресс,
2002. 414 с.
6. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк
/ пер. с англ. П. Тульвисте; под ред. и с предисл. А. Р. Лурия. М.: Прогресс,
1977. 262 с.
7. Маркарян Э. С. Критика концепции эквивалентных цивилизаций //
Вопросы философии. 1963. № 8. С. 48–57.
8. Маркарян Э. С. Соотношение формационных и локальных исторических типов культуры // Этнографические исследования развития культуры / Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; отв. ред.:
А. И. Першиц, Н. Б. Тер-Акопян. М.: Наука, 1985. С. 7–30.
|